Информация
О деятельности Профсоюза «БЕЛПРОФМАШ»
по осуществлению общественного контроля за соблюдением
законодательства о труде, защите трудовых и социально-экономических
прав и законных интересов членов профсоюза в 2020 году
Белорусским профсоюзом работников отраслей промышленности «БЕЛПРОФМАШ» в соответствии с программой деятельности, Уставом Профсоюза «БЕЛПРОФМАШ» особое внимание уделяется развитию и совершенствованию правозащитной работы. Профсоюз исходит из того, что защита трудовых и социально-экономических прав трудящихся является приоритетным направлением деятельности профсоюза. Правовая работа профсоюза строится по следующим основным направлениям:
- совершенствование системы общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, обеспечение эффективной работы правовой инспекции труда и ее взаимодействие с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде;
- участие в нормотворческой деятельности, посредством внесения в установленном порядке предложений и замечаний в проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права, гарантии и интересы работников – членов профсоюза;
- укрепление и совершенствование правозащитной работы по отстаиванию прав и законных интересов членов профсоюза, использование в этих целях возможности судебной защиты, взаимодействие с государственными органами надзора и контроля, оказание правовой помощи членам профсоюза;
- оперативного и принципиального реагирования на все факты нарушения прав и законных интересов членов профсоюза в сфере труда, своевременного их устранения нанимателем, собственником;
- оказание правовой помощи первичным профсоюзным организациям, в том числе по вопросам коллективно-договорного регулирования, разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров. Методическое и информационное обеспечение организационных структур профсоюза по правовым вопросам;
- принятие мер, направленных на повышение уровня правовой защищенности работников при применении срочных трудовых контрактов. Расширение прав, льгот, установления дополнительных гарантий и преимуществ для работников, через заключаемые Тарифное соглашение и коллективные договоры организаций.
На протяжении отчетного периода правовой инспекцией профсоюза, руководителями первичных профсоюзных организаций в соответствии с планами работы, на основании письменных и устных обращений работников систематически проводились мероприятия по осуществлению общественного контроля за соблюдением нанимателями законодательства о труде.
За 2020 год правовыми инспекторами труда профсоюза в 177 организациях, в которых работают члены Пофсоюза «БЕЛПРОФМАШ», осуществлен контроль за соблюдением нанимателями трудового законодательства в форме плановых, внеплановых проверок и мониторингов.
За отчетный период правовыми инспекторами труда проведено 47 плановых проверок соблюдения нанимателями законодательства о труде, 3 раза принято участие в проверках по предложениям контролирующих органов (прокуратуры), осуществлен контроль в форме мониторинга 315 раз, руководителями первичных профсоюзных организаций проведено мероприятий по общественному контролю (всего 7874). По итогам проведения общественного контроля правовыми инспекторами труда профсоюза нанимателям выдано 36 представлений, 126 рекомендаций, составлено 64 справки и 3 документа по результатам участия в проверках по предложениям контролирующих органов. Руководителями и уполномоченными представителями профсоюза по результатам общественного контроля 1059 раз рекомендовано нанимателям устранить выявленные нарушения. Всего в результате осуществления общественного контроля выявлено 2943 нарушения законодательства в отношении работающих, в том числе правовыми инспекторами труда – 449.
Осуществление общественного контроля за соблюдением нанимателями законодательства о труде в форме мониторинга постоянно осуществляется правовыми инспекторами труда профсоюза – штатными работниками первичных профсоюзных организаций ОАО «МТЗ», ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ». В этих первичных профсоюзных организацииях активно работают правовые комиссии профкомов. В соответствии с планами профкомов комиссии регулярно проводят мониторинг соблюдения нанимателем трудового законодательства в структурных подразделениях, исполнения коллективного договора, правовую экспертизу приказов и распоряжений руководителей подразделений на их соответствие законодательству о труде. Все локальные нормативные акты (приказы, положения, и др.), затрагивающие трудовые и связанные с ними отношения, согласовываются с профсоюзным комитетом после предварительной правовой оценки.
За 2020 год даны 24226 консультаций членам профсоюза, в том числе правовыми инспекторами труда 2856, из низ 8941 во время личного приема, в том числе правовыми инспекторами труда 994 по вопросам взыскания единовременной материальной помощи в связи с потерей трудоспособности, продления контрактов, порядка применения дисциплинарных взысканий, изменения существенных условий труда, введения неполного рабочего времени и др. Рассмотрено 726 письменных обращений членов профсоюза, в том числе правовыми инспекторами труда 158.
По просьбам и в интересах работников правовыми инспекторами труда Профсоюза «БЕЛПРОФМАШ» составлено 123 процессуальных и иных документов, в том числе в судебные органы – 89, 34 заявления в комиссию по трудовым спорам. Неоднократно защищались интересы членов профсоюза в КТС, в судебных инстанциях интересы работников и организационных структур профсоюза представлялись в 59 судебных разбирательствах.
В 2020 году работникам возвращено незаконно удержанных денежных сумм по требованию профсоюза в размере 842721 рубль, в том числе правовыми инспекторами труда 801386 рублей.
Вопросы, связанные с применением контрактов, как наиболее распространенной в Республике Беларусь разновидности трудовых договоров, постоянно находится под пристальным вниманием Профсоюза «БЕЛПРОФМАШ». Так, в 1 полугодии 2020 года проводился подробный мониторинг применения контрактной формы найма (проводится регулярно на протяжении более 10 лет) с обсуждением итогов на Президиуме Совета профсоюза.
Количество работников, с которыми заключены контракты, в организациях промышленности по представленным данным составило 91% от общего числа работающих. Данный показатель существенно колеблется по организациям. Можно отметить, что на фоне снижения данного показателя за последние годы с 95 % в 2014 году до 90 % в 2016 году, в 2019 году произошло уменьшение на 5% по сравнению с 2017 годом (92%), что составило 87% от числа работников. По областям этот показатель значительно разнится с 99% в Минской области до 68% в Гродненской области. Так, например, количество заключенных контрактов выросло в Минской области с 75% в 2017 до 99% в 2019 году, в Брестской области он вырос с 88% в 2017 году до 93% в 2019 году, в то же время в Гомельской области этот показатель снизился с 97% в 2017 до 75% в 2019 году, в Гродненской области с 57% в 2017 до 43% в 2019 году, в остальных областях также наблюдается незначительное снижение количества заключенных контрактов.
Относительно сроков заключения (продления) контрактов, продолжают иметь место случаи, когда с работниками заключаются контракты в основном на годичный срок, установленный законодательством в качестве минимального. Если при переводе на контракты такая ситуация встречалась в большинстве организаций, то затем можно было отметить положительную динамику этого показателя. Кризисные явления последних лет неблагоприятно сказались на продолжительности заключаемых (продлеваемых) контрактов – количество контрактов, заключаемых (продлеваемых) на 1 год на протяжении 2015-2017г. стабильно сохранялось на высоком уровне. Однако, пристальное внимание как Федерации профсоюзов Беларуси, Профсоюза «БЕЛПРОФМАШ» (неоднократное рассмотрение этих вопросов на различных уровнях, нормы тарифных соглашений, работа правовой инспекции труда), так и председателей профсоюзных организаций на местах, послужило положительным импульсом в практике применения краткосрочных контрактов. Так, этот показатель с 2017 по 2019 год уменьшился на 11 пунктов и составил 44% от числа работающих (по сравнению с 55% в 2017 году). По областям снижение этого показателя можно отметить в Минской области с 71% в 2017 до 44% в 2019 году, Гродненской области с 57% в 2017 до 43% в 2019 году, Витебской области с 76% в 2017 до 47% в 2019 году.
Профсоюзом проводится последовательная работа по уменьшению количества краткосрочных контрактов. С этой целью в ходе мониторинга изучен вопрос о причинах столь широкого применения контрактов, заключаемых на 1 год. Мониторинг показал, что основными причинами высокого процента краткосрочных контрактов являются:
-высокий процент текучести кадров или увеличение штатной численности (с вновь принятыми работниками контракты заключаются, как правило, на 1 год);
-работники сами отказываются продлять трудовые отношения на прежних условиях более чем на 1 год из-за низкого уровня заработной платы и нестабильной экономической ситуации организаций;
-имеющиеся нарушения производственной и исполнительской дисциплины (работников привлекали к дисциплинарной ответственности) и как следствие, продление контрактов с недобросовестным работником на 1 год;
-сложившаяся в течение долгого времени практика продления трудовых контрактов на 1 год – «так всегда было». Следует отметить, что с руководителями таких предприятий контракты также заключаются и продляются на 1 год. В этом случае с нанимателями проводятся переговоры по включению в коллективные договоры дополнительных, по сравнению с законодательством, гарантий на продление контрактов. Работникам в свою очередь разъясняются права по продлению контрактов.
Во исполнение Постановления Исполкома Совета Федерации профсоюзов Беларуси от 16 февраля 2015 г. № 65 «Об организации приема граждан в районных, городских (региональных) объединениях профсоюзов», а также план-графиком профсоюзного приема граждан правовыми (главными правовыми) инспекторами труда правовой инспекции труда Федерации профсоюзов Беларуси в районных, городских объединениях профсоюзов и (или) организациях в январе-мае проведено 18 выездных приемов граждан.
В первом полугодии проведена работа, связанная с внесением изменений и дополнений в Устав профсоюза. Устав в новой редакции зарегистрирован Министерством юстиции Республики Беларусь.
Осуществление общественного контроля за своевременностью перечисления профсоюзных взносов показало также, что на некоторых предприятиях имеются задержки перечисления членских профсоюзных взносов. За отчетный период взыскано задолженности по неперечисленным профсоюзным взносам более 175 тыс. рублей.
Профсоюз «БЕЛПРОФМАШ» в 2020 году продолжил активно участвовать в нормотворческом процессе в целях отстаивания прав и интересов членов профсоюза на законодательном уровне. Специалисты приняли участие в рассмотрении более 30 проектов нормативных правовых актов посредством подачи предложений в Федерацию профсоюзов Беларуси на предложенные проекты документов.
Традиционно внимание правовой инспекции сосредоточено на правовом обеспечении применения Тарифного соглашения и коллективных договоров. В рамках проведения коллективно-договорной кампании правовыми инспекторами труда профсоюза постоянно проводится анализ проектов коллективных договоров на предмет соответствия требованиям законодательства, нормам Тарифного и Генерального соглашений. Оказывается практическая помощь в формировании коллективных договоров организаций. В марте 2020 года заключено Тарифное соглашение между Белорусским профессиональным союзом работников отраслей промышленности «БЕЛПРОФМАШ» и Государственным концерном по производству и реализации товаров легкой промышленности на 2020-2022 годы.
С целью оказания юридической помощи членам профсоюза, постоянного информирования и ознакомления с новациями, происходящими в законодательстве Республики Беларусь правовые инспекторы постоянно (по возможности с учетов эпидемиологической ситуации) участвовали в обучающих семинарах, проводимых профсоюзом и в организациях отрасли (всего 64 раза), а руководителями и уполномоченными на осуществление общественного контроля проведено 664 мероприятия, направленных на популяризацию правовых знаний.