ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, РЕСПУБЛИКАНСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ НАНИМАТЕЛЕЙ И ПРОФСОЮЗОВ НА 2019 – 2021 ГОДЫ
Правительство Республики Беларусь, республиканские объединения нанимателей и профсоюзов, именуемые в дальнейшем Сторонами,
действуя в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и законодательством Республики Беларусь признавая, что основными условиями постоянного роста и достижения достойного уровня жизни населения должны быть стабильность и устойчивый рост экономики, развитие и повышение человеческого потенциала, поддерживая внедрение принципов достойного труда и достижение целей устойчивого развития, необходимость стимулирования энергоэффективности и ресурсосбережения, а также охраны окружающей среды и экологической безопасности,
руководствуясь необходимостью сохранения согласия в обществе, обеспечения государственных минимальных социальных стандартов и гарантий для граждан Республики Беларусь,
стремясь к развитию коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, конструктивного взаимодействия и социального партнерства,
обязуясь соблюдать договоренности, достигнутые в ходе трехсторонних коллективных переговоров и консультаций,
на основании Трудового кодекса Республики Беларусь, указов Президента Республики Беларусь от 15 июля 1995 г. № 278 «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь» и от 5 мая 1999 г. № 252 «О Национальном совете по трудовым и социальным вопросам» заключили настоящее Генеральное соглашение (далее – Соглашение), определяющее согласованные позиции Сторон по основным направлениям регулирования социально-трудовых отношений в ходе проведения социально-экономической политики в 2019 – 2021 годах и совместные действия по его реализации.
ГЛАВА 1
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
1. Совместными усилиями добиваться развития экономики, укрепления экономического и финансового положения ее отраслей путем осуществления следующих мер:
1.1. в области бюджетно-налоговой и ценовой политики:
1.1.1. создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, повышение на этой основе жизненного уровня населения;
1.1.2. упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;
1.1.3. проведение ценовой политики, направленной на дальнейшую либерализацию ценообразования, обеспечивая при этом ценовую стабильность и доступность для населения важнейших товаров и услуг, снижение уровня инфляции;
1.1.4. недопущение снижения бюджетного финансирования образования и науки, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и спорта;
1.1.5. реализация норм подпункта 2.5 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» в организациях бюджетной сферы в части предоставления дополнительных мер стимулирования труда работников, с которыми заключен контракт;
1.1.6. выработка предложений по оптимизации, в том числе снижению, фискальной нагрузки;
1.2. в области повышения инвестиционной активности, конкурентоспособности национальной экономики:
1.2.1. инновационно-структурное обновление экономики, стимулирование разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов, создания и быстрого освоения новой конкурентоспособной продукции;
1.2.2. повышение уровня конкурентоспособности экономики на основе структурной перестройки, технико-технологического перевооружения и реструктуризации производства с минимизацией негативных социальных последствий, в том числе обеспечивая максимально возможную занятость работников и достойный уровень оплаты труда, путем применения в процессе модернизации организаций методики проведения социально ответственной реструктуризации;
1.2.3. создание благоприятных условий для прямых иностранных и отечественных инвестиций путем дальнейшего совершенствования в республике инвестиционного климата;
1.2.4. направление инвестиций прежде всего в приоритетные отрасли и производства для поддержки высокоэффективных проектов;
1.3. в области реструктуризации и реформирования организаций:
1.3.1. принятие действенных мер по реформированию организаций, прежде всего неэффективно работающих, проведение реструктурирования долгов этих организаций, создание рабочих мест для высвобождаемых работников;
1.3.2. недопущение ограничения свободной реализации товаров отечественного производства на территории Республики Беларусь;
1.3.3. применение механизма санации убыточных организаций, обеспечивающей сохранение трудовых коллективов и рабочих мест;
1.3.4. совершенствование мер государственной поддержки для развития малого и среднего бизнеса как основы увеличения объемов производства товаров, работ, услуг и создания новых рабочих мест;
1.4. в области укрепления финансового положения организаций:
1.4.1. повышение эффективности управления государственным имуществом в целях пополнения доходов республиканского и местных бюджетов, роста заработной платы работников организаций;
1.4.2. установление эффективных мер защиты отечественных производителей;
1.4.3. стимулирование энергосбережения, рационального использования материальных ресурсов;
1.4.4. применение ресурсо- и энергосберегающих технологий, внедрение в производство инновационных технологий;
1.4.5. регулирование цен (тарифов) экономическими методами, направленное на стимулирование роста производства, снижение затрат;
1.4.6. стимулирование экспорта товаров и услуг, защита и укрепление положения на внешних рынках отечественных товаропроизводителей, обеспечивающих положительное сальдо во внешней торговле;
1.4.7. проведение постоянной работы по финансовому оздоровлению организаций, обеспечению их безубыточной работы в целях сохранения постоянной занятости работников, повышения заработной платы.
2. Проводимая Сторонами работа по развитию экономики должна обеспечить в 2019 – 2021 годах ежегодный прирост валового внутреннего продукта в соответствии с прогнозами социально-экономического развития Республики Беларусь.
ГЛАВА 2
ДОХОДЫ, ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
3. Главными целями политики в области доходов населения признать повышение реальных доходов населения, удержание уровня малообеспеченности в социально приемлемых пределах – до 5,5 процента – в 2020 году.
4. Ежеквартально с учетом индекса потребительских цен рассчитывать минимальный потребительский бюджет в среднем на одного члена семьи из четырех человек и бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения.
5. Применять эффективные и гибкие системы оплаты труда, учитывающие вклад каждого работника в конечные результаты деятельности организации и направленные на мотивацию высокопроизводительного труда.
6. Обеспечить к 2020 году установление размера минимальной заработной платы не ниже уровня среднедушевого минимального потребительского бюджета для семьи из четырех человек.
7. Развивать систему регулирования оплаты труда на основе коллективных договоров и тарифных соглашений.
8. Обеспечить в 2019 – 2021 годах темпы роста реальных денежных доходов населения, реальной и номинальной среднемесячной заработной платы в целом по республике в соответствии с показателями прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь.
9. Принять меры по повышению уровня заработной платы и сокращению количества организаций, имеющих среднюю заработную плату ниже уровня 150 процентов минимальной заработной платы, установленной Правительством Республики Беларусь.
10. Обеспечить последовательное приближение тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, к уровню бюджета прожиточного минимума.
11. Обеспечить сокращение разрыва в уровне заработной платы работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, и в целом по республике до уровня не ниже 80 процентов.
12. Обеспечить государственный и общественный контроль за своевременностью выплаты начисленной заработной платы в организациях всех форм собственности и соблюдением нанимателями Закона Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы».
13. Проработать вопрос о мерах по защите материальных прав работников в случае экономической несостоятельности (банкротства) организации.
14. Обеспечивать проведение работы по совершенствованию технической нормативной правовой базы по нормированию труда, национальной системы квалификаций Республики Беларусь с учетом проведения комплексной модернизации экономики Республики Беларусь.
ГЛАВА 3
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА, СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
15. Проводить политику, направленную на повышение уровня жизни, оказание необходимой социальной помощи малообеспеченным группам населения, развитие системы государственных минимальных социальных стандартов, повышение эффективности социальных программ, совершенствование системы поддержки семей, воспитывающих детей.
16. Принимать меры, направленные на обеспечение соотношения средней пенсии по возрасту и средней заработной платы работников до уровня не ниже 40 процентов.
17. Принимать меры по повышению минимальной пенсии по возрасту.
18. Содействовать расширению:
охвата социальным страхованием новых категорий работников;
практики добровольного страхования дополнительной пенсии и медицинских расходов, в том числе за счет средств организаций.
19. Оказывать государственную адресную социальную помощь малообеспеченным гражданам и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и по объективным причинам нуждающимся в социальной поддержке со стороны государства.
20. Установить, что повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги, на проезд в городском транспорте общего пользования (кроме такси), на перевозки в пригородном транспорте производится в соответствии с законодательством с принятием соответствующих мер по социальной защите населения.
21. Сохранить государственное регулирование цен на коммунальные услуги, газ, топливо, электроэнергию, медикаменты, социально значимые товары и услуги, оказываемые населению.
22. Обеспечить объемы жилищного строительства в соответствии с показателями прогноза на 2019 – 2021 годы.
Принимать меры по недопущению превышения средней стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, строящегося с государственной поддержкой (без учета индивидуальных застройщиков), над уровнем номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по республике.
В сельских населенных пунктах и в малых городских поселениях возводить не менее 30 процентов всего объема ввода жилых помещений.
Обеспечить своевременное строительство объектов здравоохранения и образования, в том числе учреждений дошкольного образования, во вновь застраиваемых районах (кварталах) городов республики.
23. Сохранить в 2019 – 2021 годах гарантированные объемы бесплатной медицинской помощи населению республики не ниже уровня 2018 года.
24. Обеспечить выделение средств на укрепление материально-технической базы и подготовку к оздоровительному сезону детских оздоровительных лагерей, находящихся в ведении или пользовании профсоюзов, а также приобретение инвентаря для детско-юношеских спортивных школ.
25. Продолжить практику заселения иногородних студентов и иных учащихся на свободную жилую площадь других учреждений образования и организаций независимо от их подчиненности.
Обеспечить денежную выплату иногородним студентам и иным учащимся для компенсации расходов по найму жилья при невозможности их заселения в общежития в соответствии с действующим законодательством.
Предусмотреть увеличение денежных норм расходов на питание для воспитанников и обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного, специального и профессионально-технического образования.
26. Обеспечить применение одинаковых тарифов на коммунальные услуги для ведомственных, в том числе профсоюзных, учреждений здравоохранения, культуры и спорта, открытых для обслуживания всего населения, и аналогичных учреждений, финансируемых из бюджета.
27. Осуществлять повышение размера всех видов учебных стипендий учащейся молодежи.
28. Осуществлять поддержку семей, воспитывающих детей, путем увеличения стандартного налогового вычета.
29. Содействовать закреплению ветеранов, пожилых людей, инвалидов за предприятиями, в которых они работали и с которыми утратили связь, а также проживающих в учреждениях социального обслуживания, установлению над ними шефства со стороны молодежных общественных организаций и учреждений образования.
30. Продолжить работу по созданию условий для обеспечения работников горячим питанием.
31. Сохранить в 2019 – 2021 годах на уровне не ниже достигнутого количество бесплатных и льготных путевок в загородные детские оздоровительные учреждения для детей, нуждающихся в социальной поддержке.
Обеспечить финансирование мероприятий по летнему оздоровлению детей в 2019 – 2021 годах в объемах, предусматриваемых законами о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Нанимателям и профсоюзным организациям принимать участие в удешевлении путевок в детские оздоровительные лагеря для работников соответствующих организаций.
32. Рекомендовать местным исполнительным и распорядительным органам ежегодно направлять финансовые средства (из предусмотренных в местном бюджете) на оказание помощи в подготовке детских лагерей к летнему оздоровительному периоду в соответствии с законодательством.
33. Вопросы реструктуризации, реорганизации, приватизации и ликвидации организаций, перепрофилирования, закрытия и отчуждения под иные цели социально-культурных объектов рассматривать с участием профсоюзов в части защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов работников.
34. Содействовать развитию внебюджетного сектора здравоохранения.
ГЛАВА 4
РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА И СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
35. Обеспечить реализацию подпрограммы «Содействие занятости населения» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016 – 2020 годы, а также разработку и реализацию региональных мероприятий, направленных на содействие занятости населения, отдавая приоритет активным мерам политики занятости на рынке труда.
Содействовать занятости работников, находящихся под угрозой увольнения или высвобождаемых в результате модернизации, реструктуризации производств.
При реализации государственной политики в области занятости населения применять принцип приоритетного использования национальных кадров.
36. Не допускать подмены трудовых отношений заключением договоров гражданско-правового характера на выполнение работ, которые, согласно законодательству о труде, должны осуществляться на основании трудового договора.
37. Принимать меры по вовлечению в экономическую деятельность незанятого населения.
Проводить стимулирование нанимателей, развивающих собственную учебную базу, создающих для работников условия для получения профильного профессионального образования.
Развивать в организациях систему непрерывного профессионального обучения (в том числе внутрипроизводственного обучения), профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов развития экономики.
Содействовать развитию системы профессионального образования и обучения, а также обеспечению соответствия трудовых ресурсов потребностям экономики путем развития опережающего профессионального обучения.
38. Осуществлять профессиональную ориентацию незанятого населения в целях оказания практической помощи в выборе профессии, смене рода занятий и повышении квалификации с учетом профессиональных предпочтений, склонностей, интересов личности и потребностей рынка труда.
39. Не допускать превышения уровня безработицы, рассчитанного по методологии Международной организации труда, более 5 процентов.
40. Принимать конкретные меры по обеспечению занятости и трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, и которым государство предоставляет дополнительные гарантии в области содействия занятости.
41. Осуществлять мониторинг рынка труда, в том числе мониторинг использования рабочего времени на производстве, принимать меры по недопущению вынужденного неполного рабочего времени.
42. Оказывать содействие безработным в организации самозанятости, в том числе путем предоставления финансовой поддержки в виде субсидий.
43. Обеспечить предоставление в полном объеме предусмотренной законодательством социальной поддержки безработным.
44. Способствовать расширению возможностей трудоустройства молодежи, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, лиц с ограниченными возможностями.
ГЛАВА 5
ОХРАНА ТРУДА
45. В целях принятия совместных действий для обеспечения безопасных и здоровых условий труда на производстве Стороны договорились:
осуществлять сотрудничество по вопросам совершенствования нормативной правовой базы в области охраны труда;
содействовать реализации в организациях профилактических мер, направленных на предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, обеспечению работников средствами индивидуальной защиты;
способствовать внедрению и совершенствованию созданных в организациях систем управления охраной труда, обеспечивающих идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработке и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
обеспечивать в рамках компетенции финансирование мероприятий по охране труда;
совершенствовать систему аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе развивать автоматизированные системы учета и анализа данных по вопросам условий и охраны труда;
осуществлять взаимодействие органов государственного надзора и общественного контроля по вопросам охраны труда;
учитывать положительный международный опыт в области охраны труда, предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
46. С учетом решения Совета по вопросам совершенствования законодательства в социально-трудовой сфере от 14 декабря 2017 г. № 3 Стороны рассмотрят вопрос о подготовке предложений по ратификации Республикой Беларусь Конвенции Международной организации труда (МОТ) 1995 года «О безопасности и гигиене труда на шахтах» (№ 176).
47. Стороны заявляют о поддержке разработанной Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО) Концепции «нулевого травматизма» и ее семи «золотых правил», а именно:
1) стать лидером – показать приверженность принципам;
2) выявлять угрозы – контролировать риски;
3) определять цели – разрабатывать программы;
4) создать систему безопасности и гигиены труда – достичь высокого уровня организации;
5) обеспечивать безопасность и гигиену на рабочих местах, при работе со станками и оборудованием;
6) повышать квалификацию – развивать профессиональные навыки;
7) инвестировать в кадры – мотивировать посредством участия.
Стороны договорились считать дату подписания Соглашения стартом кампании в поддержку Концепции «нулевого травматизма» в Республике Беларусь и будут способствовать применению в организациях принципов этой Концепции, в том числе принимая на себя обязательства использовать имеющиеся у них возможности для информационного обеспечения кампании в поддержку Концепции «нулевого травматизма».
Стороны призывают организации применять принципы Концепции «нулевого травматизма» в рамках политики по обеспечению охраны труда и декларировать свою поддержку данной Концепции посредством онлайн-регистрации на сайте Концепции «нулевого травматизма» в глобальной сети Интернет.
ГЛАВА 6
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО И КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ СТОРОН СОГЛАШЕНИЯ
48. Стороны обязуются принимать меры, направленные на дальнейшее развитие системы социального партнерства и повышение его эффективности, в том числе:
48.1. строить свои отношения на принципах социального партнерства, закрепленных в законодательстве Республики Беларусь и конвенциях Международной организации труда, ратифицированных Республикой Беларусь, оказывать постоянное содействие по этому вопросу нанимателям и профсоюзным организациям на местах;
48.2. содействовать заключению соглашений и коллективных договоров, совершенствованию деятельности отраслевых и территориальных советов по трудовым и социальным вопросам;
48.3. содействовать сохранению действующей профсоюзной организации при реорганизации, смене формы собственности организации.
В случае приватизации организации и приобретения права собственности инвесторами предусматривать в инвестиционных договорах обязательства по сохранению в течение 3 месяцев занятости работающих на том же уровне, что и до приватизации, а также гарантий и льгот не ниже предусмотренных действующим соглашением, коллективным договором;
48.4. проводить консультации по вопросам разработки и реализации социально-экономической политики;
48.5. проводить предварительное обсуждение предложений по подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам социально-экономической политики, трудовых отношений и социального партнерства;
48.6. вырабатывать предложения по совершенствованию взаимодействия органов государственного управления, профессиональных союзов и объединений нанимателей;
48.7. принимать все зависящие от них меры по предотвращению и конструктивному урегулированию коллективных трудовых споров, возникающих в социально-трудовой сфере.
49. В целях совершенствования порядка ведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров Стороны договорились:
заключать в организации (обособленном подразделении организации) один коллективный договор;
предусматривать участие в работе комиссии для ведения коллективных переговоров представителей всех профсоюзных организаций, действующих в организации, по решению их выборных органов;
количество представителей профсоюзных организаций, включаемых в состав комиссии для ведения коллективных переговоров, определяется пропорционально численности членов профсоюзов в составе этих организаций, но не менее одного человека от каждой из них (с правом замены);
решения стороны работников в рамках комиссии для ведения коллективных переговоров вырабатываются с учетом предложений всех профсоюзных организаций. При наличии разногласий у стороны работников данной стороной добросовестно предпринимаются шаги по выработке согласованного решения. В случае если согласие не достигнуто, решение принимается большинством голосов стороны после дополнительного обсуждения;
в тексте коллективного договора со стороны работников указываются все профсоюзные организации, представители которых включены в состав комиссии для ведения коллективных переговоров. Данные организации являются участниками заключенного коллективного договора;
от стороны работников коллективный договор подписывается уполномоченным представителем наиболее многочисленной профсоюзной организации, если профсоюзные организации, участвовавшие в заключении коллективного договора, не договорились об ином порядке подписания коллективного договора. При этом сложившаяся в отдельных организациях на момент подписания настоящего Соглашения практика подписания коллективного договора представителями нескольких профсоюзов не меняется, если профсоюзные организации, участвовавшие в заключении коллективного договора, не договорились об ином порядке подписания коллективного договора.
50. Правительство Республики Беларусь:
50.1. обеспечивает поддержку социально значимой роли профсоюзов (их объединений) и нанимателей (их объединений) в проведении согласованной социально-экономической политики и развитии социального партнерства;
50.2. по предложению Сторон вносит для предварительного обсуждения в Национальном совете по трудовым и социальным вопросам проекты нормативных правовых актов, относящиеся к компетенции данного Совета;
50.3. при подготовке нормативных правовых актов, затрагивающих трудовые и социально-экономические права и интересы граждан и связанные с ними экономические интересы нанимателей, направляет Стороне профсоюзов и Стороне нанимателей в лице сопредседателей Национального совета по трудовым и социальным вопросам соответствующие проекты для рассмотрения и внесения замечаний и предложений и рассматривает их позицию до принятия решения;
50.4. в пределах компетенции принимает меры по соблюдению законности в социально-трудовой сфере, сотрудничает по данному вопросу с профсоюзами (их объединениями) и нанимателями (их объединениями), развивает систему урегулирования коллективных трудовых споров;
50.5. проводит работу, направленную на предоставление бюджетных средств на реализацию норм, предусмотренных в Соглашении, в отношении работников бюджетных организаций и государственных служащих.
51. Республиканские объединения нанимателей:
51.1. принимают меры, которые способствуют эффективности и конкурентоспособности производства, созданию новых рабочих мест, обеспечению оплаты труда и социальных гарантий, охраны труда и здоровья работников на производстве;
51.2. в целях дальнейшего совершенствования системы социального партнерства, сбалансированного распределения ответственности социальных партнеров в сфере коллективных трудовых отношений принимают меры по развитию структур объединений нанимателей на республиканском и местном уровнях, способствуют их активному участию в коллективно-договорных процессах;
51.3. содействуют признанию деловыми кругами идеи социальной ответственности бизнеса и применению нанимателями принципов Глобального договора, инициированного Организацией Объединенных Наций;
51.4. оказывают методическую помощь нанимателям по выстраиванию отношений с профсоюзными организациями на принципах социального партнерства;
51.5. сопредседатель Национального совета по трудовым и социальным вопросам от Стороны нанимателей:
организует доведение республиканским объединениям нанимателей проектов нормативных правовых актов, представленных правительственной Стороной в соответствии с подпунктом 50.3 настоящего Соглашения;
организует направление представителям объединений нанимателей, представленных в Национальном совете по трудовым и социальным вопросам, материалов по повестке дня заседаний Совета, проектов решений Совета, а также рассмотрение с участием указанных объединений нанимателей вопросов, связанных с реализацией решений Национального совета по трудовым и социальным вопросам.
52. Республиканские объединения профсоюзов:
52.1. принимают участие в разработке и реализации социально-экономической политики государства;
52.2. через своих полномочных представителей участвуют в работе коллегиальных органов министерств, других республиканских органов государственного управления, заседаниях местных исполнительных и распорядительных органов, органов управления организаций (наблюдательных советов);
52.3. при координации деятельности членских организаций, их организационных структур по заключению соглашений и коллективных договоров учитывают необходимость постоянного повышения экономической эффективности работы организаций, роста производительности труда, снижения издержек производства, повышения мотивации к труду, укрепления дисциплины, порядка и организованности на производстве;
52.4. информируют Правительство, республиканские органы государственного управления и областные (Минский городской) исполкомы о фактах несвоевременной выплаты заработной платы;
52.5. сопредседатель Национального совета по трудовым и социальным вопросам от Стороны профсоюзов:
организует доведение республиканским объединениям профсоюзов проектов нормативных правовых актов, представленных правительственной Стороной в соответствии с подпунктом 50.3 настоящего Соглашения;
организует направление представителям объединений профсоюзов, представленных в Национальном совете по трудовым и социальным вопросам, материалов по повестке дня заседаний Совета, проектов решений Совета, а также рассмотрение с участием указанных представителей вопросов, связанных с реализацией решений Национального совета по трудовым и социальным вопросам.
53. Стороны договорились:
53.1. соблюдать достигнутые в настоящем Соглашении договоренности;
53.2. содействовать организации безналичного перечисления профсоюзных взносов одновременно с выплатой заработной платы (в том числе выплачиваемой за счет кредитов банков) в соответствии с законодательством;
53.3. о предоставлении на основании коллективных договоров, действующих в организациях, в безвозмездное пользование профсоюзам помещений, оборудования, транспортных средств, средств связи, а также о создании иных необходимых для деятельности профсоюзов условий в соответствии с действующим законодательством.
54. Полномочные представители профсоюзов и нанимателей в соответствии с законодательством участвуют в приватизации и преобразовании государственных унитарных предприятий.
55. В целях содействия реализации трудовых и социально-экономических интересов работников, в том числе предоставления работникам более льготных условий, чем это предусмотрено законодательством, укрепления трудовой дисциплины и повышения ответственности работников в части соблюдения установленных законодательством требований по охране труда, Стороны рекомендуют включать в коллективные договоры следующие положения:
55.1. выплату заработной платы не реже двух раз в месяц, как правило, не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным;
55.2. порядок и условия индексации заработной платы работников за счет средств организации в целях возмещения потерь от инфляции;
55.3. применение в организациях, независимо от формы собственности, гибких систем оплаты труда работников, направленных на мотивацию высокопроизводительного труда;
55.4. порядок установления, пересмотра размера тарифной ставки первого разряда работникам в период действия Соглашения;
55.5. применение для оплаты труда работников, независимо от формы собственности организаций, тарифной ставки первого разряда не ниже уровня тарифной ставки первого разряда, устанавливаемой Правительством Республики Беларусь для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций;
55.6. при введении новых условий оплаты труда не допускать снижения размеров заработной платы работников на момент их введения;
55.7. повышение тарифной ставки (должностного оклада) и предоставление дополнительного отпуска при применении контрактной формы найма в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины»;
55.8. оказание помощи высвобождаемым в связи с сокращением численности (штата), ликвидацией организации работникам в трудоустройстве или переобучении;
55.9. производить ежемесячные компенсационные выплаты выпускникам, распределенным (направленным), перераспределенным учреждением образования на работу вне постоянного места жительства и не обеспеченным нанимателем жилыми помещениями, в целях компенсации расходов за наем жилья в период срока работы, установленного в свидетельстве о направлении на работу;
55.10. в случае направления нанимателем на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации в очной (дневной) форме обучения работников, не имеющих квалификации (разряда, класса, категории) по профессии, необходимой организации, принятых на работу по данной профессии без указания разряда (класса, категории) или с его указанием, названным работникам в течение периода обучения за счет средств нанимателя осуществлять выплату заработной платы из расчета не менее тарифной ставки первого разряда, установленной в организации;
55.11. предоставление преимущественного права (при прочих равных условиях) на оставление на работе при сокращении численности или штата работников следующим категориям работников, не допускающих нарушений трудовой и исполнительской дисциплины:
имеющим неполную семью (статья 63 Кодекса о браке и семье);
матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет;
опекунам, попечителям, на иждивении которых находятся несовершеннолетние дети;
матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) троих и более детей в возрасте до восемнадцати лет;
одному из двух работающих в организации родителей, воспитывающих несовершеннолетнего ребенка;
работникам предпенсионного возраста (за три года до общеустановленного пенсионного возраста);
получившим трудовое увечье или профессиональное заболевание на производстве;
55.12. осуществлять досрочное расторжение контракта по требованию работника в случае его болезни и инвалидности, препятствующей выполнению работы по контракту, достижения общеустановленного пенсионного возраста, переезда на постоянное место жительства в другой населенный пункт, необходимости ухода за больным членом семьи, перевода одного из супругов на работу (военную службу) в другую местность, в связи с зачислением в учебное заведение для получения образования в дневной форме получения образования и по другим препятствующим выполнению работы уважительным причинам, предусмотренным законодательством и коллективным договором;
55.13. заключение (продление) контрактов с работниками, не допускающими нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, которым осталось три (и менее) года до достижения общеустановленного пенсионного возраста, на срок не менее чем до достижения ими пенсионного возраста;
55.14. одновременное с уведомлением о намерении нанимателя перевести работника на контракт или заключить с ним новый контракт вручение работнику проекта контракта;
55.15. с работниками, не допускающими нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, продление контрактов с их согласия – до истечения максимального срока действия контракта, заключение нового контракта с их согласия – на срок не менее трех лет, а с имеющими, кроме того, высокий профессиональный уровень и квалификацию – на максимальный срок;
55.16. заключение нового контракта с матерью (отцом, воспитывающим ребенка вместо матери в связи с ее смертью, лишением родительских прав, длительным – более месяца – пребыванием в лечебном учреждении и другими причинами, опекуном) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или двоих и более детей в возрасте до 16 лет, не допускающей (-им) нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, на максимальный срок с ее (его) согласия;
55.17. по окончании срока действия контракта наниматель вправе заключать с письменного согласия работника, не допускающего нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, добросовестно проработавшего у данного нанимателя не менее пяти лет, трудовой договор на неопределенный срок, при этом не снижать такому работнику достигнутый размер оплаты труда;
55.18. случаи расторжения трудового договора по инициативе нанимателя с предварительного согласия профсоюза;
55.19. применение мер поощрения и материального стимулирования работников за соблюдение требований по охране труда;
55.20. выделение средств для финансирования мероприятий по охране труда;
55.21. лицам, получившим трудовое увечье или профессиональное заболевание, при прекращении трудового договора (контракта) по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 6 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь, наниматель выплачивает выходное пособие в размере не менее одного среднемесячного заработка;
55.22. производить выплату из средств нанимателя:
семье погибшего по вине нанимателя на производстве работника, помимо установленного законодательством возмещения ущерба, единовременной материальной помощи в размере не менее 10 годовых заработков погибшего, исчисленных по заработку за год от месяца, предшествующего несчастному случаю;
работнику, утратившему трудоспособность в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания по вине нанимателя, единовременной материальной помощи в размере одного среднемесячного заработка за каждый процент утраты трудоспособности. Выплачиваемая материальная помощь снижается пропорционально степени вины потерпевшего, определенной в документах расследования несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
по согласию сторон коллективного договора – в других случаях, связанных с гибелью, утратой трудоспособности или профессиональным заболеванием работника.
Порядок и условия выплаты материальной помощи определяются коллективным договором;
55.23. применение гибких форм занятости (установление неполного рабочего времени, режима гибкого рабочего времени, надомный труд и др.) в отношении работников, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет;
55.24. предоставление работникам, воспитывающим двоих и более детей в возрасте до 16 лет, отпуска в летнее или другое удобное для них время;
55.25. дополнительные меры социальной поддержки ранее работавших в организации ветеранов;
55.26. создание условий для обеспечения работников организаций горячим питанием и удешевления его стоимости;
55.27. установление, замену и пересмотр норм труда производить с участием профсоюзного комитета;
55.28. выплату выходного пособия при прекращении трудовых отношений в связи с истечением срока контракта, в случае если такое решение принято нанимателем, работнику, не имеющему дисциплинарных взысканий, в размере не менее двухнедельного среднего заработка;
55.29. выделение средств на содержание и ремонт спортивных объектов;
55.30. оказание финансовой поддержки любительским коллективам художественного творчества, имеющим звание «заслуженный», наименование «народный» и «образцовый», независимо от их ведомственной принадлежности;
55.31. отчисление нанимателями денежных средств профсоюзным организациям для проведения культурно-массовых, спортивных мероприятий, новогодних елок, удешевления стоимости детских новогодних подарков, пропаганды здорового образа жизни, возрождения национальной культуры, иных социально значимых целей в размере не менее 0,15 процента от фонда заработной платы;
55.32. применение мер морального и материального поощрения работников, участвующих в культурно-массовых и спортивных мероприятиях;
55.33. осуществление дополнительных выплат стимулирующего характера, оказание материальной помощи работникам бюджетной организации из внебюджетных средств в части сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетной организации, при условии отсутствия просроченной задолженности бюджетной организации по платежам в бюджет, государственные внебюджетные фонды, оплате за товары (работы, услуги);
55.34. предоставление возможности (времени) членам профсоюзов участвовать в работе профсоюзных органов в качестве делегатов на конференциях, пленумах, съездах, в профсоюзной учебе с сохранением среднего заработка;
55.35. обучение общественных инспекторов по охране труда, создание условий для их эффективной работы и установление мер морального и материального поощрения;
55.36. расторжение трудового договора по инициативе нанимателя (за исключением случаев, вызванных виновными действиями работника) с работниками, избранными руководителями профсоюзных органов и не освобожденными от основной работы, только с согласия вышестоящего профсоюзного органа, а с работниками, избранными в состав профсоюзного органа, и общественными инспекторами по охране труда – с согласия профсоюзного органа организации, в которой они состоят на профсоюзном учете. Срок контракта с работниками, избранными руководителями профсоюзных органов и не освобожденными от основной работы, не может быть менее срока их полномочий;
55.37. установление работникам, освобожденным от основной работы вследствие избрания их на выборные должности в профсоюзных органах, гарантии предоставления прежней или равноценной работы в организации после окончания полномочий на выборной должности в профсоюзном органе;
55.38. сохранение гарантий, предусмотренных для работников организации коллективными договорами, освобожденным от основной работы профсоюзным работникам, избранным на выборные должности профсоюзного органа в организации;
55.39. предоставление работникам с их согласия отпуска с сохранением заработной платы в размере не менее 2/3 тарифной ставки (оклада) при необходимости временной приостановки работ или временного уменьшения их объема, а также при отсутствии другой работы, на которую необходимо временно перевести работника в соответствии с медицинским заключением;
55.40. в случаях простоя из-за временного отсутствия работы по причине производственного или экономического характера (выход из строя оборудования, механизмов, отсутствие сырья, материалов, электроэнергии и т.д.) оплату простоя работникам производить в размере 100 процентов тарифной ставки (оклада) за весь период остановки производства в порядке, определяемом коллективным договором;
55.41. обязанность работников оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное уполномоченное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья;
55.42. с учетом финансово-экономического положения организации принимать меры по:
оздоровлению работников, в том числе ежегодному оздоровлению работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. В состав комиссии по оздоровлению и санаторно-курортному лечению работников организации включать представителей профсоюза;
оказанию адресной поддержки работникам, впервые принятым на работу после окончания учреждений образования;
55.43. порядок исполнения положений коллективного договора, устанавливающих выплаты работникам денежных сумм, не предусмотренных законодательством или сверх размеров, предусмотренных законодательством, в случае невозможности их реализации в срок, определенный коллективным договором, по причинам экономического, производственного, организационного характера;
55.44. меры стимулирования работников, которые самостоятельно осуществляют подготовку, переподготовку и повышают свою квалификацию по профессиям (должностям), востребованным в организации;
55.45. развитие в организациях института наставничества;
55.46. установление случаев ограниченной материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю;
55.47. в случае реорганизации предприятий путем выделения из их структур вспомогательных служб и производств и создания на их базе дочерних (унитарных) предприятий, при сокращении численности или штата работники головной (базовой) организации пользуются преимущественным правом трудоустройства в созданное дочернее (унитарное) предприятие, а работники дочернего (унитарного) предприятия – в головную (базовую) организацию.
56. Стороны рекомендуют включать в тарифные, местные соглашения и коллективные договоры разделы (главы), посвященные охране труда, и предусматривать меры поощрения работников за соблюдение требований охраны труда.
ГЛАВА 7
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
57. Соглашение заключено на три года, после подписания вступает в силу с 1 января 2019 года и действует по 31 декабря 2021 года.
По взаимному согласию Сторон в настоящее Соглашение могут вноситься изменения и дополнения с учетом показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, иных заслуживающих внимания обстоятельств.
58. После подписания Соглашения Стороны разрабатывают мероприятия по выполнению Соглашения в целях контроля за его реализацией.
59. Каждая из Сторон несет ответственность за реализацию Соглашения в пределах своих полномочий.
Стороны информируют Национальный совет по трудовым и социальным вопросам о ходе выполнения мероприятий по реализации Соглашения. Национальный совет по трудовым и социальным вопросам осуществляет контроль за ходом выполнения Соглашения, участвует в разрешении разногласий, возникающих в ходе выполнения Соглашения.
60. Соглашение действует в отношении всех нанимателей (их объединений), профсоюзов (их объединений), работников, студентов и учащихся учреждений образования Республики Беларусь, обеспечивающих получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования.
Предоставление льгот и гарантий сверх норм, установленных законодательством, осуществляется при условии закрепления их в соглашениях, коллективных договорах, заключенных в соответствии с законодательством и по вопросам, относящимся к компетенции Сторон.
61. Соглашение содержит ключевые меры по обеспечению должного уровня социальной защищенности работников, соблюдению их трудовых прав и гарантий, созданию безопасных условий труда.
Соглашение служит основой для заключения тарифных, местных соглашений и коллективных договоров. Тарифные, местные соглашения и коллективные договоры могут содержать более льготные по сравнению с Соглашением трудовые и социально-экономические условия.
62. Настоящее Соглашение подписано сопредседателями Национального совета по трудовым и социальным вопросам, представляющими соответственно Правительство Республики Беларусь, республиканские объединения нанимателей и республиканские объединения профсоюзов.
По поручению Сторон подписали от:
Правительства Республики Беларусь
Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь И.В.Ляшенко
республиканских объединений нанимателей
Председатель Союза некоммерческих организаций «Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей)» А.Д.Харлап республиканских объединений профсоюзов
Председатель Федерации профсоюзов Беларуси М.С.Орда