Практика предоставления характеристики с прежнего места работы в Беларуси существует давно. Правда, раньше запрашивать ее было правом нанимателя. А вот с конца 2021 года для руководителей и работников госорганизаций предоставление характеристики при трудоустройстве стало обязанностью. Разбираемся, что делать работнику, если он не согласен с характеристикой, выданной прежним нанимателем.
Ответ на этот вопрос дают в официальном телеграм-канале Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты.
Специалисты отмечают, что согласно ст. 153 Гражданского кодекса, опровержение сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию работника, которые содержатся в характеристиках, относится к компетенции суда.
Следовательно, если, по мнению работника, в предоставленной другому нанимателю характеристике на него содержатся, недействительные сведения, отрицательно характеризующие моральные качества специалиста, гражданин вправе требовать в суде опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если представители нанимателя не докажут, что информация соответствует действительности.
Если истина окажется на стороне работника, такая характеристика подлежит замене или отзыву.
Кроме того, работник, в отношении которого распространены лживые сведения, имеет право вместе с их опровержением, требовать возмещения убытков и морального вреда.
В таком случае ответчиками признаются лица, подписавшие характеристику, и юридические лица, от имени которых была выдана характеристика. Эта норма прописана в ч. 2 п. 9, ч. 6 п. 11 пост. Пленума Верховного Суда от 23.12.1999 №15.
Ранее портал 1prof.by рассказывал, какие сведения о сотруднике должна содержать характеристика с места работы и приводил ее образец.
Подготовила Анжела ЛЮДЫНО
Фото Александра ПОБАТА, носит иллюстративный характер