Более полувека в Хатыни горит Вечный огонь, вобравший в себя трагедию, горе и скорбь, которые приносит война.
В мемориальном комплексе «Хатынь» увековечена память о 186 сожженных и невозрожденных деревнях, о людях, зверски уничтоженных немецко-фашистскими захватчиками.
В 1968 году на месте уничтоженной деревни был создан мемориал, который стал памятником не только сожженной Хатыни, но и всем деревням, разделившим её судьбу, всем жителям Беларуси, независимо от национальности и вероисповедания, уничтоженным нацистами во время Великой Отечественной войны.
Мемориал
В марте 1966 года Союз архитекторов БССР объявил конкурс на проект мемориала. Его участники посетили Хатынь, чтобы самим увидеть место трагедии и встретиться с единственным выжившим – Иосифом Каминским.
Лучшим был признан проект молодых архитекторов Юрия Градова, Валентина Занковича и Леонида Левина. Для работы над созданием скульптур был приглашен Народный художник БССР Сергей Селиханов. Работу над созданием мемориала взял под свою опеку Первый секретарь ЦК компартии Беларуси Петр Машеров. Именно он предложил донести через трагедию Хатыни драму всего белорусского народа.
Колокола
В проекте памятника колокола возникли неожиданно: архитекторы искали деталь, которая могла бы завершить обелиск. Они решили, что Хатынь не должна замолчать. Так родилась идея обелисков в виде печных труб с колоколами. На месте, где были захоронены жители деревни, был установлен сруб из белого мрамора. На месте сожженного вместе с людьми сарая установлена символическая рухнувшая крыша, а от нее – дорога к бронзовой шестиметровой скульптуре «Непокоренный человек». Это одновременно и Каминский, выносящий с пепелища своего умирающего сына, и символ всего народа, потерявшего сыновей и дочерей.
Место трагедии
На братской могиле установлен мраморный венок с символическим обращением погибших к живым.
С другой стороны венка – символический ответ живых.
Вечный огонь
В первоначальном проекте мемориального ансамбля Вечного огня не было, при входе планировалось сделать чашу-курильницу, дымок которой напоминал бы посетителям о сожжении деревни. Но авторы проекта решили, что этому памятному месту необходим Вечный огонь.
Сначала его планировалось поместить внутрь крупного фрагмента разрушенного колокола. На внутренней стороне колокола написать названия сожженных и невозродившихся деревень, а на внешней – названия тех, что были отстроены после войны. Сначала проект одобрен не был, поскольку колокола напоминали церковь, против которой в то время вели борьбу. Предлагали простую плиту со звездой. Позже архитекторы предложили такую композицию – три березки как символ жизни, а на месте четвертой Вечный огонь, выбивающийся из-за решетки, как символ каждого четвертого жителя Беларуси, погибшего в войне. Этот вариант и показали Петру Машерову. Бывший партизан и Герой Советского Союза сказал, что более выразительного памятника погибшим придумать невозможно.
Открытие памятника
Торжественное открытие мемориала «Хатынь» состоялось 5 июля 1969 года. Церемония началась в Минске, на площади Победы от Вечного огня был зажжен факел и установлен на бронетранспортере. В сопровождении почетного караула процессия двинулась в Хатынь, где в присутствии первых лиц республики был зажжен Вечный огонь.
На символическом «Кладбище деревень» в июне 1974 года были установлены еще 50 новых «могил» в память о погибших деревнях.
Хатынь – это белорусская национальная святыня, храм под открытым небом, куда идти надо молча, в раздумье, возложить цветы или поставить свечку. Вспомнить своих родных, переживших те ужасы или погибших на той кровавой войне.
Сергей КИРИК
Фото Валерия КАРТУЛЯ