Тракторы «Беларус» работают на полях не только стран бывшего СССР, но и в странах Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.
А начиналось все 26 мая 1946 года, когда Совет Министров СССР принял постановление «О строительстве Минского тракторного завода». Выполнение постановление было возложено на Министерство сельскохозяйственного машиностроения СССР и Совет Министров БССР.
Строительство Минского тракторного завода было объявлено всесоюзной ударной стройкой, такой статус мог получить лишь важнейший народнохозяйственный объект. В Минск стали приезжать рабочие и специалисты со всего СССР.
На строящемся заводе было открыто ремесленное училище, где стали готовить квалифицированных тракторостроителей. Около двух тысяч молодых белорусов направили учиться на тракторные заводы в Сталинград, Челябинск, Златоуст и Харьков.
В мае 1948 года конструкторы завода получили проект технических требований на проектирование универсального колесного трактора с дизелем мощностью 37 лошадиных сил. Впервые в Советском Союзе предстояло создать трактор с гидронавесной системой, позволяющей обходится без прицепщика. Практически через год, 18 июня 1949 года, в экспериментальном цехе МТЗ был собран первый образец колесного трактора заводской конструкции. Тот образец и стал основой для создания серийного МТЗ-2. По предложению главного конструктора завода Ивана Дронга, назвали новый трактор «Беларус».
В 1950 году с конвейера Минского тракторного завода сошла первая партия гусеничных тракторов КД-35 с 4-х цилиндровыми моторами мощностью 35 лошадиных сил. Они работали на полях союзных республик, а на МТЗ их выпускали до августа 1951 года.
14 октября 1953 года стало очень важной в истории Минского тракторного завода. С главного конвейера сошел серийный трактор МТЗ-2. В связи с этим событием на заводе прошел торжественный митинг, а затем на трактор сел тракторист. Хотя трактор был в идеальном состоянии, из-за волнения трактористу не сразу удалось завести «стального коня» и вывести его на площадь перед заводом. Душевный подъем и радость испытывал весь коллектив Минского тракторного, ведь это они создали машину, аналогов которой в Советском Союзе не было.
Тот самый первый трактор был отправлен в Копыльский район, в колхоз «Большевик». Механизатор Савелий Мироненко проработал на нем 17 лет.
Трактор МТЗ-2 был без особых удобств. Кабина предусмотрена не была (она появилась лишь в 1960-м на МТЗ-5МС и МТЗ-5ЛС), двухместное сидение было установлено на каркасе, внутри которого был инструментальный ящик, а под ним топливный бак. У трактора были пневматические шины, мотор мощностью 26,5 кВт и пятиступенчатая коробка, он мог ехать со скоростью от 4 до 13 км/ч. Именно этот трактор определил дальнейшую специализацию завода.
Это была универсальная машина, трактор пользовался большой популярностью. На МТЗ-2 можно было навесить около двух десятков сельскохозяйственных машин и орудий. Трактор можно было использовать в уборке пропашных культур, на пахоте легких почв, на нем вели предпосевную обработку, сеяли и убирали зерновые культуры. Его можно было использовать для приведения в действие стационарных сельхозмашин, а с прицепом и как транспорт.
Первые модели трактора «Belarus» отправляли на экспорт в Болгарию, Бирму, Египет, Югославию, а затем в Грецию, Иран и Нидерланды. Белорусские тракторы работали на полях Германской Демократической Республики, Венгрии и Италии. О хороших и надежных белорусских тракторах узнал весь мир, некоторые из них проработали более полувека.
В канун 25-летия Минского тракторного завода решено было разыскать самый первый МТЗ-2. Оказалось, что он там же, в колхозе «Большевик». Взамен заводчане предложили новый МТЗ-50. В апреля 1971 года тот первый МТЗ-2 проложил в поле свою последнюю борозду, а в мае его установили на постамент у центральной проходной Минского тракторного завода.
Накануне 70-летия МТЗ первый трактор «Беларус» был отреставрирован и установлен в сквере рядом с заводом. Здесь лучшим работникам завода вручают награды. Отработав положенный срок, первый белорусский трактор теперь стоит на постаменте в сквере «70 лет МТЗ», скромный труженик стал историческим памятником.
Сергей КИРИК
Фото из открытых интернет-источников