Когда Елена Евсеенко впервые зашла в цех Гомельского литейного завода «Центролит», аксакалы в один голос твердили: «Не выдержит!». Однако 27 лет спустя они с почтением называют ее «Елена Михайловна». Как хрупкая девушка, мечтавшая работать с раскаленным металлом, стала начальником цеха? Почему плакала первые полгода и что заставляет ее до сих пор с радостью идти на завод, где температура у печей зашкаливает?
Мечта, закаленная в огне
Елена признается: выбор профессии был почти случайным. В школьные годы, увидев, как льется раскаленный металл, она загорелась: «Хочу там работать!» Никто из родных на заводе не работал, но это только укрепило желание. После техникума пришла на «Центролит» – и осталась навсегда.
В 1998 году выпускница Гомельского машиностроительного техникума впервые перешагнула порог завода. Собеседование проводил лично директор Николай Андрианов. Он посмотрел на худенькую маленькую девушку и спросил:
– Точно не боишься? Справишься? Здесь не мёд, нужно тяжело трудиться.
– Я, не задумываясь, уверенно кивнула, – признается Елена. – И только позже, на рабочем месте, поняла смысл его вопросов.
Слезы в раздевалке и первая победа
Молодого мастера распределили в цех крупного литья. Жар печей, грохот, мужской коллектив – первые полгода она плакала после смен, но не сдавалась.
– Завод только что пережил кризис, связанный с распадом СССР. Активно восстанавливал объемы производства, – объясняет Евсеенко. – Работы хватало, и ее нужно было грамотно организовать. Решила: буду держаться! Если честно, в этот период пришлось проявить железную хватку.
И она выстояла. Через полгода коллектив признал ее авторитет. Подчиненные, в том числе рабочие, годившиеся ей в отцы, обращались к ней по имени-отчеству.
Спустя несколько лет Елена стала старшим мастером, а позже – начальником формовочно-стержневого участка в цехе №1. Год потрудившись, перешла на должность заместителя начальника цеха по производству участка №2.
А 16 лет назад ее перевели в цех №4, где последние 5 лет она руководит его работой.
Женщина в мужском мире: секреты управления
Бытует мнение, что тяжелое производство – исключительно мужская сфера. Интересуюсь, легко ли быть женщиной-руководителем в литейке?
– Легко, ведь не в половой принадлежности дело, – улыбается Елена. – Главное – уважать людей и уметь находить общий язык.
Ее принцип – индивидуальный подход.
– За годы трудовой деятельности я поняла, что для успешной работы нужны кнут и пряник. Ко всем разный подход, ведь каждый человек индивидуален. Кому-то надо жестко сказать, кому-то – ласково. Главное – общая цель: качественная продукция, – подчеркивает она.
Цех специализируется на выпуске дорожной арматуры – это всем известные решетки для приема дождевой воды и крышки люков. Технологии за 30 лет почти не изменились, но требования к качеству выросли.
– Литье – это ручной труд. Машинам не под силу решать производственные задачи. Да и лучше человека эти изделия никто не сделает, – уверена собеседница. – Каждый вкладывает в работу нечто большее – душу.
В цехе сегодня порядка 40 человек, хотя еще 15 лет назад было около 100 работников. Многие не выдержали темпа, кто-то ушел на пенсию. При этом продукции меньше не стало. Наоборот, прибавляется.
– Остались только те, кто по-настоящему любит свое дело. Это костяк, на каждого из них можно положиться, – отдает должное подчиненным Елена Евсеенко.
Заводские будни с задоринкой
– Третий десяток лет в огне и металле: что держит на такой работе? – невольно восхищаюсь.
– Конечно, здесь не сад, где благоухают цветы и поют птички. И люди, которые приходят сюда, отдают себе в этом отчет. Это литейка, – гордо говорит начальник цеха. – Трудно, тяжело, но и заработная плата достойная.
Знакомые девчата не раз говорили Елене: «Ой, на плавке так страшно, никогда в жизни не пошла бы». Но моя собеседница убеждена, что в литейном цехе все особенное: и сама работа с перчинкой и особой романтикой, и атмосфера, и коллектив.
– Наблюдать, как льется раскаленный ярко-оранжевый металл, будто лава с алыми всполохами, – непередаваемые ощущения, – убеждена Елена. – Именно из этой лавовой смеси потом рождается готовая продукция, которая популярна не только в нашей стране, но и в России. А еще никакой физкультуры не нужно: всегда в тонусе!
Сказать, что все годы труда прошли на производстве без сучка без задоринки, было бы лукавством. Елена вместе с заводом пережила кризисы, подъемы, смену эпох, модернизацию.
К слову, несмотря на современное оборудование, многое до сих пор делается вручную.
– Были ли в карьере ситуации, – интересуюсь, – когда приходилось принимать нестандартные, но необходимые решения?
– Это же производство. Здесь непременно что-то случается, – не раздумывая, отвечает героиня материала. – Бывает, на день по 5 внештатных ситуаций может произойти. Но у нас слаженная команда, благодаря четким действиям сотрудников все быстро решаем.
Огненная романтика и дачные радости
После смены «железная леди» превращается в страстную дачницу – разводит цветы и выращивает помидоры.
– Там у меня – целый ботанический сад! – с гордостью говорит она. – А еще гуляю с собакой – пес Шелдон ждет меня после работы.
Но Елена Евсеенко не жалеет о выборе. Напротив, утверждает, что, если бы могла начать сначала, снова выбрала бы литейку. Правда, ее сын решил проторить свою дорогу – стал юристом.
– Молодым людям, которые думают, идти ли на работу в горячие заводские цеха, могу сказать одно: не бойтесь тяжелого производства. Главное – чувство ответственности и желание учиться. Остальное приложится. А еще… – задумывается собеседница. – Надо любить свое дело. Тогда и три десятка лет пролетят как один день.
Сегодня «Центролит» – единственное в СНГ предприятие, выпускающее чугунное литье.
в подобных масштабах. И за этим успехом – труд таких людей, как Елена Евсеенко: сильных, упорных и влюбленных в свою работу.
© 1prof.by