Любопытным случаем из практики поделился Национальный центр защиты персональных данных. В ведомство обратился недовольный клиент одного из банков. Он пожаловался, что финансовое учреждение отказалось открыть счет и оформить платежную карту. А всё из-за того, что он не дал согласие на обработку персональных данных.
В ходе проверки выяснилось, что для заключения договора клиенту предлагали дать согласие на обработку его персональных данных для 12 целей. Среди них оказались и вовсе не связанные с банковским обслуживанием, например, для получения рекламных рассылок и участия в играх. При этом банк не предусмотрел возможность выбрать конкретные цели, для которых потенциальный клиент дает согласие на обработку персональных данных или отказывает в этом.
Специалисты Центра подчеркнули, что такой подход нарушает требования закона «О защите персональных данных» – согласие на обработку не является свободным, однозначным и информированным. Ведомство потребовало от банка устранить нарушения прав субъектов персональных данных и прекратить получение вынужденного согласия граждан.
Банк отчитался об устранении нарушений. Заявителю оказали все необходимые услуги без требования согласия на обработку персональных данных для других целей.