Сегодня, 24 апреля, по всей стране прошел Республиканский профсоюзный правовой прием граждан. Консультации по вопросам, связанными с защитой трудовых прав, давали профсоюзные юристы.
– Главная задача такого формата работы – дать возможность получения качественной бесплатной юридической помощи, а также помочь в восстановлении нарушенных прав работников, – подчеркнул главный правовой инспектор труда Гомельской областной организации Белорусского профсоюза работников здравоохранения Сергей Хурбатов, который также консультировал граждан в рамках правового приема.
По его словам, популярность правовых приемов растет. За три месяца этого года только к нему на консультации пришло почти в два раза больше людей, чем за аналогичный период прошлого года (20 обратившихся против 12).
Вопросы, волнующие людей, затрагивают разные аспекты взаимоотношений работника и нанимателя.
Когда отпуск в летние месяцы разобрали коллеги
Викторию, воспитывающую детей 6 и 9 лет, в декабре интересовал вопрос планирования на предприятии трудовых отпусков на 2025 год. Виктория рассказала, что один из ее детей по медицинским показаниям нуждается в отдыхе на море. «Однако все летние месяцы коллеги уже разобрали», – сетовала женщина. Профсоюзный юрист успокоил работника, указав на гарантии, предусмотренные ст.168 Трудового кодекса РБ. В соответствии с ней, при составлении графика трудовых отпусков наниматель обязан запланировать отпуск по желанию работника в летнее или другое удобное время матери (мачехе), воспитывающей двоих и более детей в возрасте до 14 лет, а также матери (мачехе), отцу (отчиму), воспитывающим ребенка–инвалида в возрасте до 18 лет. Свое желание Сергей Хурбатов предложил выразить посредством написания заявления с указанием желаемого периода времени для отпуска. Как стало известно, проблема была решена положительно: трудовой отпуск работнику запланировали летом.
Кто должен инициировать замену свободного дня?
Жанна из города Л. обратилась с вопросом об оплачиваемом нерабочем дне. Почти год она пользуется свободным от работы днем один раз в неделю. Но недавно к ней обратился наниматель с настоятельным предложением заменить предоставляемый свободный день на ежедневное сокращение рабочего времени на 1 час с сохранением заработной платы. На вопрос: «Как быть в такой ситуации?» Сергей Хурбатов пояснил, что замена свободного от работы дня на ежедневное сокращение рабочего времени на 1 час действительно возможна, но только при достижении об этом согласия между работником и нанимателем. Причем, инициатива в виде заявления о такой «замене» должна исходить непосредственно от работника.
Военная служба по контракту в приоритете
Виктора, работника районной больницы, расположенной в городе М., интересовал вопрос досрочного расторжения контракта. По его словам, он принял решение о службе в армии по контракту. Однако у работника заключен трудовой контракт, по которому нужно отработать еще более 2 лет.
Профсоюзный юрист объяснил обратившемуся, что согласно части первой ст.41 Трудового кодекса РБ срочный трудовой договор подлежит расторжению досрочно по требованию работника в случае его болезни или инвалидности, поступления на военную службу по контракту и иных уважительных причин, препятствующих выполнению работы по трудовому договору, а также в случае нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора. Соответственно, Виктор имеет полное право обратиться к нанимателю с заявлением об увольнении по требованию работника, предоставив при этом документы, подтверждающие наличие уважительной причины.
Когда проблемой заинтересовалась прокуратура
Медицинская сестра из города Н. пришла на прием с несколькими вопросами, которые заинтересовали не только профсоюзного юриста, но и представителя прокуратуры. Медработник рассказала, что в 2024 году отпуск, согласно графику, ей так и не дали – по причине «производственных моментов». Женщину также волновал вопрос оформления трудовых отношений: полгода назад закончился срок действия ее трудового контракта. Стороны согласовали заключение нового контракта, и работник со своей стороны контракт подписала. Но «свой» второй экземпляр контракта она так и не получила: дважды обращалась к специалисту и каждый раз получала ответ «завтра».
Представители профсоюза и прокуратуры сразу начали разбираться с озвученными вопросами. Проведенный анализ кадровой документации подтвердил – отпуск работнику не давали, в его трудовом контракте отсутствует подпись нанимателя. Итог правового приема – трудовые отношения с работником оформлены должным образом, трудовой отпуск работнику предоставили.
По этому поводу профсоюзный юрист напомнил, что в соответствии со ст.168 Трудового кодекса РБ очередность предоставления трудовых отпусков устанавливается для коллектива работников графиком трудовых отпусков, утверждаемым нанимателем, а также согласованным с профсоюзом (если такое согласование предусмотрено коллективным договором). Причем, наниматель обязан соблюдать утвержденный график.
Выплаты при работе в чернобыльской зоне
Татьяну, специалиста организации здравоохранения, проживающей в районе, подвергшемся радиоактивному загрязнению после аварии на Чернобыльской АЭС, у которой скоро заканчивается максимальный срок действия контракта, (она изначально заключила его на год, а затем ежегодно продлевала на один год), интересовал вопрос на какую единовременную выплату она сможет претендовать при заключении нового контракта не на один, а на пять лет – 200 или 300 базовых величин?
Сергей Хурбатов пояснил, что Постановлением Совета Министров РБ Беларусь от 30 ноября 1998 г. № 1842 «О введении контрактной формы найма на работу педагогических, медицинских, фармацевтических работников, … в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС» определенным категориям работников, в том числе специалистам учреждений здравоохранения, заключившим контракт после 31 декабря 2012 года сроком на 5 лет на работу в организациях, расположенных в зонах с правом на отселение и последующего отселения, действительно предусмотрена единовременная выплата в следующих размерах:
при заключении первого контракта сроком на 5 лет – 200 базовых величин;
при заключении второго контракта сроком на 5 лет, после 5 лет работы на условиях первого пятилетнего контракта – 300 базовых величин.
С учетом того, что для обратившейся возможный контракт сроком на 5 лет будет первым контрактом, который будет заключаться «сразу» на максимальный 5-летний срок, то Сергей Хурбатов разъяснил заявителю, что при заключении контракта сроком на 5 лет она будет иметь право на единовременную выплату в размере 200 базовых величин.
Можно ли обжаловать дисциплинарное взыскание?
Геннадия из города К., которого по мнению работника незаконно и необоснованно привлекли к дисциплинарной ответственности, интересовал вопрос возможности обжалования данного решения нанимателя.
Сергей Хурбатов подтвердил, что такая возможность у работника есть. Неурегулированные разногласия между нанимателем и работником по вопросам применения законодательства о труде, коллективного договора, соглашения, иных локальных правовых актов, соблюдения условий трудового договора являются индивидуальным трудовым спором, которые рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и (или) судами.
Также профсоюзный юрист обратил внимание и о сроках по разрешению трудовых споров, которые предусмотрены ст. 242 Трудового кодекса РБ. Так, в соответствии с указанной статьей работники могут обращаться в комиссию по трудовым спорам или в установленных законодательными актами случаях в суд в трехмесячный срок со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своего права, а по делам об увольнении – в суд в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки с записью об основании прекращения трудового договора либо со дня отказа в выдаче или получении указанных документов.
Напомним, правовой прием профсоюзными юристами проводится ежемесячно (кроме летних месяцев), в последний четверг месяца. Кроме этого, вопросы можно задать онлайн через специальный сервис на официальном интернет-портале ФПБ 1prof.y.
© 1prof.by