В феврале 2022 года на Минском автомобильном заводе открыли совместный учебно-практический центр МАЗ-БНТУ, где студентов посвящают в будущую профессию. Побывали на этой образовательной площадке и узнали, как организован учебный процесс с привязкой к производству молодых кадров и нового поколения автозаводчан.
На экскурсию отправляемся вместе с председателем цехового комитета профсоюза управления главного конструктора ОАО «МАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» Андреем Калининым. Специалист сразу вводит в курс дела и отмечает, что открытие центра позволило расширить сотрудничество промышленного гиганта и Белорусского национального технического университета, который готовит потенциальные кадры для отечественного машиностроения.
С 1975 года Минский автомобильный завод сотрудничает с БНТУ, тогда это был Белорусский политехнический институт. И хоть филиал кафедры «Автомобили» за эти десятилетия менял свое название, но сотрудничество продолжалось в тесном контакте с инженерно-конструкторскими службами Минского автомобильного завода.
С 29 июня в учебный центр пришли на практику 3 группы студентов БНТУ, летом ожидают еще 4 группы.
– В этом году здесь проходят обучение и практику, курсовое и дипломное проектирование студенты только автотракторного факультета БНТУ. Причем на практику приходят как очники, так и заочники. С нового 2022/2023 учебного года планируем расширить сотрудничество с университетом и организовать обучение для машиностроительного факультета. Вопрос пока находится в стадии проработки, однако планируем в 2-3 раза увеличить количество учащихся студентов, – поделился планами Андрей Калинин.
Сегодня МАЗ создает сложные автоматизированные системы управления, модернизирует производства для выпуска техники высоких экологических стандартов до уровня Евро-6, разрабатывает и проектирует гибридную технику и электромобили. Это требует высоких компетенций привлекаемого персонала.
Структура и оснащение учебно-практического центра позволят обеспечить подготовку специалистов, владеющих новейшим оборудованием и технологическими процессами. Современная учебная база (а в распоряжении студентов интерактивный компьютерный класс, два диапроектора, телевизор, аудитория для теоретического обучения, лабораторная зона) и привлечение к образовательному процессу опытных специалистов МАЗ позволяет будущим инженерам белорусского автопрома погрузиться в реалии конструирования не только большегрузов, но и других моделей техники.
Главное преимущество центра в его расположении в непосредственной близости к экспериментальному цеху и испытательному центру, следовательно, студенты могут сразу же увидеть в деле экспериментальные детали и агрегаты автомобиля.
– Руководители дипломов и консультанты по курсовым – работники МАЗ, т. е. студенты получают в учебном центре сразу практические навыки, а их адаптация в профессии проходит быстрее. Темы дипломных проектов уже связаны с Минским автомобильным заводом, узлами и агрегатами, используемыми при производстве автомобилей, – уточняет председатель цехового комитета профсоюза УГК.
В совместном учебном центре МАЗ-БНТУ будущие инженеры изучают узкоспециальные дисциплины: особенности проектирования автомобилей с упором на МАЗ, испытание автомобилей, трехмерное моделирование узлов и агрегатов, расчёты, технологию автомобилестроения. Недавно к ним добавились еще автомобильная электроника и микропроцессорная техника, проектирование ходовых систем и кузовов.
– Обучение строится следующим образом. На 4-м курсе группа студентов делится пополам, ребята с более высокими баллами 2 дня в неделю учатся только на МАЗе. Это позволяет будущим инженерам изучить новые перспективные решения в конструировании техники, а Минскому автозаводу подготовить молодые кадры под себя. Тогда выпускники БНТУ прийдут на производство, имея опыт работы с программными продуктами, зная особенности проектирования узлов, которые применяются на МАЗ, – делится Андрей Калинин.
В целом практика занимает около месяца, но студенты регулярно бывают на заводе, начиная с 4-го курса и практически до защиты дипломного проекта.
– В ходе преддипломной практики ребятам предлагают поработать над реальными проектами. Условно говоря, есть какая-то проблема и ее надо решить. К примеру, надо повысить надежность экспериментальной модели или отрегулировать режимы, которые вызывают частые поломки. При этом студента не оставляют один на один с конкретной задачей. Ведущие специалисты МАЗ помогают молодежи в реализации курсовых и дипломных проектов, наблюдают, насколько творчески студент подходит к выполнению задания, – подключается к разговору заместитель главного конструктора Николай Лакотко.
Во время учебы студенты разбираются в тонкостях будущей профессии, могут вживую посмотреть, как работают конструкторы, функционирует завод и принять для себя решение: готовы они дальше связать свою жизнь с МАЗом. Таким образом, выбор будущего получается осознанным.
По словам заместителя главного конструктора Николая Лакотко, в конструкторском бюро МАЗ работают высококвалифицированные специалисты.
– Если в Европе работают по принципу, раз специалист занимается подвесками, только на этом направлении и специализируется. В Беларуси другой механизм обучения, у нас каждый работник универсал! Если он ведет двигатель, то параллельно разбирается в дизельной и газовой системах, работает с электромобилям. У нас меньше специалистов делают больший объем работы, – отмечает Николай Лакотко.
Система подготовки кадров в вузах Беларуси и последующая деятельность на производстве построены так, что специалисты могут сочетать в работе разные направления. Однако в вузе даются базовые знания, а теория часто отличается от практики и расходится с технологиями. Поэтому идея об открытии совместного учебно-практического центра МАЗ-БНТУ возникла исходя из того, чтобы не было пропасти между заводом и студентами.
– Мы работаем на передовой и в курсе всех изменений, которые происходят в автомобилестроении, европейских или специальных национальных требованиях. Эти знания и ценный профессиональный опыт мы передаем студентам, чтобы те пришли работать на завод уже адаптированными и не пришлось еще 1-2 года вникать в суть профессии, – поделился Николай Лакотко.
По его словам, эта тенденция характерна для всех мировых производителей: на любом серьезном автомобильном заводе есть институты, которые обучают студентов и отбирают лучших для себя на практику и работу.
– Хорошее подспорье увидеть заранее людей, которые придут к тебе работать, чтобы понимать, кто чем будет заниматься, какие проблемы решать. Еще один плюс в таком формате обучения – адаптация к рабочему коллективу уже произошла, работу молодой специалист уже видел и освоился, – подытожил заместитель главного конструктора МАЗ.
Анжела ЛЮДЫНО