Долгожданная первая линейка, цветы, белые банты и красивая форма – как долго вы ждали этого дня всей семьей! Но вот прошли две-три недели учебы – и ранее активный малыш наотрез отказывается идти в школу? Об основных причинах такого поведения первоклашек и путях преодоления данных проблем поговорили с заведующей психологическим отделением Могилевского областного центра психиатрии и наркологии Ириной Барановской.
Ирина Геннадьевна, когда родителям начинать волноваться, если сталкиваются с регулярным нежеланием ребенка ходить в школу? Может, это банальная лень и достаточно хорошего «кнута»?
– Причин тому множество, и иногда действительно хватает нескольких убедительных бесед, чтобы ребенок после детского сада быстрее адаптировался к новому образу жизни. Однако если замечаете определенные изменения в поведении – ваше чадо стало излишне плаксивым, плохо спит, жалуется на боль в животе, которая сопровождается тошнотой, или на головную боль – пора бить тревогу. В большинстве случаев подобные проявления свидетельствуют о детском неврозе.
Расскажите подробнее о симптомах такого расстройства.
– В детском возрасте невроз имеет весьма обширный спектр проявлений – от подавленности, плаксивости и апатии до повышенной подвижности, тревожности, раздражительности и агрессивности. Чаще всего к этому присоединяются головные боли, боли в животе, тошнота, рвота, повышение температуры тела. Как правило, все происходит утром перед походом в школу. Также подобное расстройство могут сопровождать нервные тики, энурез или энкопрез.
Как думаете, почему именно школа становится подобным триггером?
– Процесс адаптации у каждого происходит по-разному. Многое зависит от воспитания и характера. Посещение школы всегда влечет за собой стресс. Для одних незначительный, с которым дети в состоянии справиться сами, для других – серьезный, когда проявляются невротические реакции. Возможно, ребенок просто не готов к школе как психологически, так и физиологически.
Конечно, сказываются отношения с одноклассниками и педагогами. Нельзя сбрасывать со счетов школьную нагрузку и другие факторы. Так, в 12–13 лет дети со страхом воспринимают критику, что не всегда приводит к развитию невроза, но провоцирует снижение самооценки и неуверенность в себе. А вот младшие школьники часто с опаской встречают изменение привычной обстановки. Кроме того, они боятся разочаровать родителей плохим поведением или неудовлетворительными оценками.
То есть психика не справляется и начинаются проблемы со здоровьем?
– Верно. Происходит переключение внимания с психотравмирующей ситуации на тело – появляются физическая боль и различные недомогания. Поэтому важно с раннего детства учить ребенка спокойно преодолевать трудности. Лучше всего собственным примером самообладания и выдержки: если взрослые будут нервничать по пустякам и впадать в панику при малейших трудностях, ребенок усвоит такую манеру поведения. Следует доступно объяснять, что с любой проблемой можно справиться, даже если с первого раза не получилось. Важно развивать в детях уверенность в себе и адекватную самооценку.
Что посоветуете родителям, которые создают культ из учебы?
– Взрослые должны понимать: ребенку важно чувствовать, что его любят не только за хорошие оценки, а просто за то, что он есть, и таким, какой есть.
Надо знать, что часто неврозами страдают дети, которые не получили дошкольную детсадовскую подготовку, поэтому следует поощрять их желание дружить со всеми и посещать различные кружки и секции. В этом случае у школьника не будет проблем с налаживанием контактов.
Нелишне развивать самостоятельность, поручая первокласснику домашнюю работу, с которой он легко справится. Например, поливать цветы или кормить животных.
И конечно же, ребенок дома должен находиться в спокойной и доброжелательной обстановке. В семьях, где психологический климат тяжелый, постоянно возникают ссоры, периодически слышны крики и угрозы, а также там, где члены семьи злоупотребляют алкоголем, ребенок будет подвержен развитию невротического расстройства.
Как следует действовать, если невроз все-таки развился?
– Не паниковать и не отчаиваться, ведь невротическое расстройство – обратимый процесс. Неврозы в детском возрасте поддаются лечению, но успех зависит от ряда факторов.
Не стоит игнорировать явные признаки нервного расстройства и надеяться на то, что ребенок перерастет. Само не пройдет! Состояние может только ухудшиться, поэтому, не теряя времени, следует обратиться к специалисту – психологу или психотерапевту. Помните, что оставленные без внимания детские неврозы могут стать серьезными взрослыми проблемами.
© 1prof.by