Ежегодно в последнее воскресенье сентября в Беларуси отмечают День машиностроителя. Кто трудится в этой отрасли и каких успехов достигли отечественные машиностроители, рассказали в Национальном статистическом комитете.
От газовых плит до комбайнов: увеличился выпуск продукции
По данным Белстата, более 15% всего объема промышленного производства страны обеспечивают 243 крупных и средних организации машиностроения. В 2021 году в отрасли трудилось 189,4 тыс. человек или 4,4% от всех занятых в экономике Беларуси.
Средний возраст работников организаций машиностроения составляет 43,2 года. От общего числа работающих в отрасли высшее образование имеют 34,5%, среднее специальное и профессионально-техническое – 52,5%.
За 2021 год в Беларуси произведено продукции машиностроения на общую сумму 23,7 млрд рублей, в сопоставимых ценах эта цифра на 13,7% больше чем в 2020 году. По отдельным ее видам зафиксирован рост выпуска по сравнению с предыдущим годом.
Так, с конвейера сошли в 2021 году 1334 зерноуборочных комбайна, что на 18,6% больше уровня 2020 года, 44,9 тыс. тракторов для сельского и лесного хозяйства – плюс 13,5%. На 10,7% выросло производство электроплит, на 7,5% – мотоциклов, на 6,3% – газовых плит, на 5,5% –телевизоров. Удалось в 1,5 раза улучшить показатель по производству велосипедов: выпустили 114,4 тыс. штук, в 1,4 раза – двигателей внутреннего сгорания для автомобилей (73,3 тыс. единиц) и легковых автомобилей (30 тыс. машин).
Инвестиции в основной капитал в отрасль машиностроения за январь-июнь 2022 г. составили 445,4 млн. рублей, или почти 11% от объема инвестиций в промышленный комплекс страны.
Несмотря на санкции: успехи, наработки и планы
Несмотря на внешние вызовы, машиностроительные холдинги Беларуси противостоят санкциям и обеспечивают производство нужными комплектующими. Успехами, наработками и планами на перспективу флагманы промышленного производства в отрасли машиностроения поделились на пресс-конференции в Бепрессцентре накануне профессионального праздника. Расскажем о ключевых моментах.
МАЗ
ОАО «Минский автомобильный завод» – управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» второй год работает в условиях санкционных ограничений.
Как заверил заместитель генерального директора Александр Игнатюк, не смотря на это обстоятельство предприятие смогло выйти «на технологическую независимость от санкций». Создана линейка техники, где применяются отечественные комплектующие, а также произведенные в России и других дружественных странах. «Антисанкционная» линейка представлена не только пассажирской, но и грузовой техникой.
Представитель МАЗ подчеркнул, что по итогам года предприятие намерено выпустить более 11 тыс. единиц техники и улучшить показатель 2021 года как минимум на 5%.
Рассказывая о выгодных контрактах, Александр Игнатюк отметил, что в I полугодии 2022 года МАЗ поставил в Санкт-Петербург около 900 новых газовых автобусов. Сейчас специалисты предприятия работают над развитием электротранспорта: разрабатывают антисанкционные версии электробуса МАЗ-303. До конца года планируют поставить для Минздрава первую партию машин скорой помощи, созданных на основе новейших разработок микроавтобусов.
Предприятие развивает товаропроводящую сеть в России. В том числе планируется построить сервисный центр в Ростове-на-Дону, который будет подконтролен «дочке» торговому – «МАЗ-РУС».
МТЗ
Как прозвучало на пресс-конференции, экспорт Минского тракторного завода за январь-август 2022 года вырос почти на четверть по сравнению с таким же периодом минувшего года.
Первый заместитель генерального директора МТЗ Тарас Мурог отметил, что за 8 месяцев произведено более 25 тыс. единиц техники. Несмотря на сложности, которые появились на рынках сбыта, продукция поставлялась как по старым контрактам, так и новым заказчикам – белорусские трактора «уехали» в страны Африки, в том числе в Зимбабве и ЮАР. Также налажены связи с Испанией.
Как заверил представитель МТЗ, от санкций, введенных против Беларуси, предприятие только выиграло. Сейчас активно продвигают на рынке новую модель трактора – BELARUS-541, который может составить конкуренцию японским производителям на рынках Индонезии, Вьетнама и Камбоджи. Трактор способен выполнять как транспортные работы, так и работать на рисовых чеках.
К слову, в Российской Федерации МТЗ открыло пять собственных торговых домов. На этих площадках реализуют продукцию по всем регионам России.
«БЕЛДЖИ»
Белорусско-китайское совместное предприятие по сборке китайских легковых автомобилей Geely планирует развивать кроме всем полюбившихся кроссоверов производство седанов, поделился директор завод Геннадий Свидерский.
– В планах продолжить производство электромобилей. На данный момент считаем эту задачу стратегической, поскольку наша страна имеет хорошие стартовые условия для развития электротранспорта: у нас довольно короткие расстояния, достойное качество дорог, а также хорошо развивается инфраструктура зарядных станций, – выразил мнение руководитель производства.
Он сообщил, что уже согласованы поставки по комплектующим до конца года и выразил уверенность, что удастся выпустить достаточное количество автомобилей в салоны для выполннения всех заявок дилерских центров по Беларуси.
В 2021 году экспорт «БЕЛДЖИ» составил 387 млн долларов, в 2022 году рассчитывают выйти на этот же уровень.
Подготовила Анжела ЛЮДЫНО
Фото Валерия КАРТУЛЯ, Виталия ГИЛЯ и Александра ПОБАТА