Специалист по рекламе Наталья Гуринович демонстрирует модель из летней коллекции.
Кто видел, тот поймет: на предприятии «Калинка» не избавиться от ассоциаций с компанией Zimaletto из сериала «Не родись красивой». Здесь и свои художники-модельеры, и швейные цехи, и разговоры о модных тенденциях, тканях, фурнитуре, а главное — наряды, перед которыми не устоит ни одна женщина любого возраста.
ЗАО «Калинка» — одно из крупнейших швейных предприятий Беларуси.
Материальное в буквальном смысле слова воплощение задумок художников-модельеров и технологов для женщин и детей начинается в подготовительно-раскройном цехе. Это один из важнейших участков, от скорости и качества которого зависит очень многое: будут ли обеспечены работой швеи, сядут ли на нас брюки или платье, сшитые по выполненным там выкройкам.
— Ткань поступает сюда, промеряется, настилается на специальные столы, проводится обмеловка лекал, — Марина Бойко, технолог подготовительно-раскройного цеха ЗАО «Калинка», ловко лавирует между широкими и длинными столами с разнообразными материалами. — При этом компонуем детали так, чтобы как можно меньше ткани уходило в обрезки, или, как мы говорим, «выпады». Раскройка деталей проводится вручную, есть также два автоматизированных комплекса: управляемая специальным программным обеспечением машина кроит, четко следуя заданным деталям кроя. Такие комплексы значительно облегчают и ускоряют труд человека, сохраняя при этом хорошее качество: в течение трех минут они вырезают до 50 единиц в зависимости от вида материи.
«Калинка» использует и импортные, и белорусские ткани. Среди последних — продукция ОАО «Камволь», «Лента» и «Моготекс», Оршанского льнокомбината и других отечественных предприятий. Что касается импортных, то они по большей части «родом» из Турции и Китая. А вот швейные машины в большинстве своем зарубежного производства.
— В сложившихся ныне условиях приходится переходить на «ручной» режим планирования поставок: требуются дополнительные согласования и переговоры, внесение изменений в сроки заказов тканей, а также отмены выборочных заказов. Необходимо также увеличение объемов заказов тех комплектующих, по которым продлились сроки поставки, — отмечает Марта Голодок, заместитель директора по экономическим вопросам.
Марта Голодок.
Зависаю у красивых лоскутков — синих в белый горошек. А это, оказывается, вовсе и не обрезки, а раскроенные детали, которые сейчас отправятся в швейный цех. На «Калинке» их два, еще один — экспериментальный и, пожалуй, самый интересный.
— Здесь отшиваются единичные образцы новых моделей, — объясняет Елена Карачун, начальник швейных цехов № 1 и № 2. — Совместно с модельером и технологом прорабатываются разные их варианты: скажем, с карманами или без, с длинными или короткими рукавами, различными воротничками. В производство отправляется самый удачный, избранный эталон, утвержденный художественным советом.
Если в швейном цехе каждый работник выполняет свою операцию, например, пришивает воротник или карманы, то в экспериментальном специалист закреплен за «своими» модельером-конструктором и технологом, а конкретную модель он изготавливает от начала до конца. Как правило, здесь заняты самые квалифицированные работники. И без дела они не сидят: ежегодно ассортимент обновляется почти на 50 процентов, ведь модницам постоянно хочется чего-нибудь оригинального. Спойлер: скоро в продаже появятся платья в деловом стиле цвета кофе с молоком.
Ежегодно ассортимент обновляется почти на 50 процентов, ведь модницам постоянно хочется чего-нибудь оригинального.
В швейных же цехах детали одежды из подготовительно-раскройного цеха постепенно передаются из рук в руки, от машины к машине, и к окончанию потока превращаются в готовое изделие. В первом цехе специализируются на плательно-костюмных изделиях, во втором — на верхней одежде: жакетах, куртках, пальто. Впрочем, в планах руководства предприятия — объединение цехов для оптимизации пространства, что позволит сэкономить затраты на электроэнергию и вентиляцию. Высвободившиеся площади отдадут инженерно-техническим работникам, а их бывшие кабинеты сдадут в аренду. К слову, подарков и дотаций здесь не ждут, средства для модернизации производства стараются экономить и зарабатывать сами.
— В целях энергосбережения утеплили фасад, поменяли 90 процентов люминесцентных ламп на светодиодные, а деревянные окна — на пластиковые, — перечисляет Александр Бузько, заместитель директора ЗАО «Калинка» по техническим вопросам. — Таким образом, за первый квартал вышли на показатели энергосбережения минус 3,2 процента при доведенном показателе минус 3. На сэкономленные средства поменяли кабельные линии, ведь все машины работают на электричестве. В общежитии и на предприятии заменили три лифта, в планах — еще три.
Александр Бузько.
Над каждым рабочим местом швей — в веселой форменной одежде настольная лампа. Перекликаются люди, на разные лады стрекочут швейные машинки. К слову, на предприятии имеется 794 единицы технологического оборудования: 606 — швейного, как универсальных, так и специальных, 30 — раскройно-подготовительного, 158 — влажно-тепловой обработки.
— Их состав постепенно обновляется. Сейчас собираемся покупать машину, которая способна проделывать и обметывать сразу три петли, — делится Александр Бузько. — Это значительно увеличит производительность труда. Есть аппарат, который делает внутренние карманы, машины, стачивающие детали, пришивающие пуговицы. В этом смысле импортозамещение невозможно, так как равнозначных не производят ни у нас, ни в России. Впрочем, с имеющимися проблем нет. Иглами пользуемся немецкими, но, если прервутся поставки, перейдем на китайские — они уже прошли апробацию и зарекомендовали себя ничуть не хуже.
Готовая одежда комплектуется, упаковывается и передается на склад готовой продукции.
— За март предприятие «Калинка» изготовило 30 тысяч швейных изделий, еще примерно 45 тысяч сшили организации, которые работают с нами по договору подряда. Приходится пользоваться их услугами, так как спрос на продукцию большой, заказов много, а мощности самой «Калинки» не так уж велики. С каждым годом все более острой становится проблема дефицита кадров. Швеи, много лет проработавшие на предприятии, уходят на заслуженный отдых, а среди молодежи эта профессия не пользуется популярностью. Квалификация же тех специалистов, которых мы принимаем на работу после окончания учебного заведения, недостаточно высока для выпуска качественных изделий и выполнения плана производства, — сетует Марта Голодок. — Между тем только фирменных магазинов у нас 27, и это не считая крупных универмагов и торговых центров, которые тоже хотят предлагать покупателям одежду нашего производства. Кроме того, значительно увеличилось количество заказов из России. Так, в марте — апреле все наши потоки задействованы на изготовлении одежды, которая уйдет на экспорт.
На швейном предприятии не скрывают: заказы из-за границы очень важны. Это не только шанс заявить о себе широчайшему кругу потребителей, но и предоплата, которая идет на зарплату работникам, оплату коммунальных услуг. Поэтому их выполняют на самой «Калинке», ведь здесь можно контролировать весь процесс и технологии изготовления. Требования к экспортной продукции очень строгие, брак здесь недопустим, иначе заказы сорвутся.
Над созданием красивой и удобной одежды для женщин и детей трудятся почти 700 человек и несколько сотен машин.
Впрочем, белорускам волноваться тоже не стоит, ведь все изделия от подрядных организаций проходят жесткий контроль качества. Никакой «самодеятельности»: фирмы получают раскрой, технологическую последовательность сборки деталей в готовый наряд. Чтобы проверить их работу на месте, на предприятия выезжают контролеры. Отшитые изделия в обязательном порядке привозят на «Калинку», где их проверят на соответствие требованиям, сдадут на склад готовой продукции, а затем распределят по магазинам страны согласно хитростям менеджмента. А их хватает: например, на собственном опыте Марта Эдуардовна убедилась, что белые куртки не пользуются популярностью в аграрных районах страны.
Отдельного упоминания заслуживает одежда официально-делового стиля для школьников, которая занимает примерно треть в структуре ассортимента «Калинки». Елена Гвоздович, начальник отдела разработки детского ассортимента, рассказывает:
— Коллекция моделей для учебного года 2022/23 уже разработана, утверждена, согласована с торговыми организациями и фирменными магазинами. Определены партии, заказаны ткани и фурнитура. Сейчас мы готовим их к запуску в производство. Изготовление школьной одежды — довольно сложный процесс. С одной стороны, мы должны выполнить требования по нормам гигиены, безопасности. С другой — угодить и детям, и родителям, создав модную, удобную одежду, за которой просто ухаживать. Совместить это не так просто. Мы подбираем ткани по цвету, фактуре, требованиям техрегламентов к детской одежде, учитывая при этом мировые модные тренды, однако оставаясь в рамках делового стиля. Поскольку белорусский рынок невелик, коллекцию обновляем каждый год на 90 процентов. Впрочем, некоторые модели пользуются популярностью годами. Но бывает и так, что фасон модный, трендовый — а покупатель не оценил, и выстрелить она может только через год-другой. Первый образец примеряем на детей с типовой фигурой и смотрим на реакцию: если ребенок не хочет снимать новый наряд, велика вероятность, что на него будет высокий спрос.
Нынешняя школьная мода далеко ушла от скучных однотонных жакетов и юбок. В этом мы убеждаемся в ассортиментном кабинете, где хранятся эталонные образцы.
— Есть модели классические: сарафан из костюмной ткани с нарядной блузкой будет смотреться празднично, а с гольфом — практично. Трикотажный сарафан без застежки ребенку удобно надевать, а маме — стирать. Ткань не красит, не садится, не выгорает. Чтобы оживить его, делаем акцент на воротничок, да и вообще стараемся добавлять интересные детям фишечки: бантики, украшения, вышивки, — демонстрирует Елена Гвоздович новые модели школьной одежды, которые летом появятся в магазинах. — Юбка плиссе — хит продаж прошлого года, поэтому осталась и в новой коллекции. Большой заказ уже есть на костюм, который состоит из юбки и жакета.
На стойках висят блузки с отделкой из гипюра, кружева, атласных лент, с разнообразными принтами. В компанию к ним просятся юбки классические и спортивного стиля, с поясом и высокой талией, в стиле paper bag — это, между прочим, хит последних коллекций многих дизайнеров с мировым именем. Школьные модницы смогут обзавестись и кюлотами, укороченными широкими брюками: однотонными, в клетку, с рисунком «гусиная лапка», который вновь набирает популярность. Многие модели заставляют загореться и взрослые глаза, так что пора взглянуть, что «Калинка» уготовила на лето дамам. Сразу скажу: новыми коллекциями из льна и вискозы разочарованы мы не будем!
А вот на складе готовой продукции, особенно в экспортном отделении, залежей не наблюдается — даже как-то пустовато.
— Одежда — это ведь сезонная продукция, — поясняет Марта Голодок. — Сейчас разъезжаются по магазинам летние наряды, а зимние возвращаются.
С конца марта 2022 года предприятие наращивает объемы продукции, в том числе произведенные сторонними организациями. Расширяется фирменная торговая сеть, в самое ближайшее время начнет работу интернет-магазин. Специалисты «Калинки» постоянно мониторят рынок одежды, посещают модные показы, выставки оборудования, тканей, фурнитуры. Разработка и производство модной одежды — динамичный процесс.