Уплата взносов является обязательной для нескольких категорий граждан. К ним относятся индивидуальные предприниматели (за исключением применяющих налог на профессиональный доход), самозанятые лица (ремесленники, владельцы агроусадеб, плательщики единого налога), а также адвокаты и нотариусы. Физические лица могут уплачивать взносы в добровольном порядке на основании заявления.
Отдельно регулируется вопрос для плательщиков налога на профессиональный доход (НПД). Для них участие в системе государственного социального страхования является добровольным и служит инструментом формирования страхового стажа для будущей пенсии.
Крайний срок перечисления платежей за 2025 год для всех вышеуказанных категорий физических лиц установлен до 31 марта 2026 года включительно.
Информация о подлежащей уплате сумме уже доступна плательщикам. Ознакомиться с ней можно через систему «Расчет» (ЕРИП) по следующему пути: ФСЗН — область/город — районный отдел/сектор — «Взносы в ФСЗН физ. лиц за себя». Также данные отображаются в мобильном приложении «ФСЗН» (в разделе «Платежи») и в Личном кабинете плательщика на портале ФСЗН.
Размер взноса зависит от статуса плательщика и периода ведения деятельности. Для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов взнос складывается из двух частей: пенсионного страхования (29 % от минимальной заработной платы) и социального страхования (6 % от МЗП), которое обеспечивает выплаты по временной нетрудоспособности, беременности и родам.
Для ремесленников, владельцев агроусадеб и плательщиков единого налога предусмотрена уплата только пенсионного страхования в размере 29 % от МЗП.
Для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих подоходный налог, применяется ставка 35 % от фактического годового дохода — если этот доход оказался меньше 12 минимальных заработных плат, установленных в декабре 2025 года, а также 35 % от 12 МЗП — если фактический доход составил 12 МЗП и более декабря 2025 года. Для предпринимателей, работающих по единому налогу, взнос рассчитывается как 35 % от МЗП, действовавшей в месяце уплаты этого налога.
В министерстве отметили, что итоговая минимальная сумма взноса за 2025 год при уплате из расчета 12 МЗП составляет 3 077,04 рублей. Однако конкретная цифра для каждого плательщика формируется индивидуально, в зависимости от количества полных месяцев ведения деятельности и объема полученного дохода. Проверить ее можно через вышеуказанные электронные сервисы. Для адвокатов, нотариусов и самозанятых граждан порядок исчисления взносов остался прежним.
На сумму задолженности начисляется пеня за каждый день просрочки. Долг может быть взыскан через органы принудительного исполнения. Кроме того, период, за который не производилась уплата, не засчитывается в страховой стаж, что напрямую влияет на право получения трудовой пенсии и ее итоговый размер.
Для плательщиков НПД в системе сформирована информация о сумме взноса, которая позволила бы им сформировать страховой стаж за 2025 год. Данная сумма может быть уплачена до 31 марта на добровольной основе.
В ведомстве также разъяснили ситуацию для граждан, которые одновременно являются индивидуальными предпринимателями и работают по найму. Наличие трудовых отношений и уплата взносов нанимателем не освобождают зарегистрированное ИП от обязанности уплачивать взносы за себя. Страховой стаж в таких случаях суммируется, но взносы должны поступать по каждому из оснований.
Граждане, применяющие налог на профессиональный доход, не обязаны уплачивать страховые взносы в ФСЗН. Уведомления, поступающие в их адрес, носят исключительно информационный характер.
При этом у плательщиков НПД есть возможность вступить в отношения по добровольному страхованию. Уплата взносов в таком случае позволяет формировать страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии. В случае отказа от уплаты период не будет засчитан в стаж, что повлияет на размер будущей пенсии.