Эпоха 1990-х ударила по нашим предприятиям. С чем столкнулись работники в тот непростой период, как профсоюзы выстраивали диалог с нанимателями и почему отказ от тотальной приватизации стал настоящим спасением для трудящихся — в интервью с Вадимом ФЁДОРОВЫМ, в прошлом – председателем Белорусского профсоюза работников промышленности, а ныне председателем Совета ветеранов «БЕЛПРОФМАШ».
– 1990-е. Какие воспоминания у вас вызывает этот период?
– В то время я возглавлял профсоюзный комитет НПО «Интеграл». Времена были сложные. Во-первых, резко поднялись цены на основные продукты питания: крупы, молоко, мясо. А зарплаты остались на прежнем уровне. Во-вторых, после распада Советского Союза целые подразделения «Интеграла», которые производили продукцию двойного назначения, стали не нужны. Они расформировывались, а люди просто оказывались за бортом.
Это были времена, когда профсоюзу вместе с администрацией предприятия нужно было решать: или выплачивать зарплату, или включать отопление.
– Как в то время обстояли дела с охраной труда?
– К этому вопросу подходили серьезно, но беда была в том, что денег на устранение недочетов не хватало. Опять же стоял выбор: заасфальтировать опасную дорожку или выплатить людям зарплату.
Сейчас ситуация кардинально поменялась. И именно Федерация профсоюзов выступила катализатором образования служб охраны труда не только на уровне обкомов и республиканских комитетов, но и на предприятиях.
– В 1990-е годы Беларуси удалось избежать повальной приватизации промышленных предприятий, как это было у многих наших стран-соседок. С точки зрения защиты прав работников это сыграло в пользу людей?
– Трудно сказать, куда попали бы наши предприятия. Скорее всего, в лапы олигархов или транснациональные компании. А у них отношение к людям совершенно иное: самое главное извлечь максимум прибыли. Они бы выжали из тружеников все, что нужно, и до свидания — вот вам руины, живите с ними. Мы могли потерять наших высококлассных специалистов, тех, кто трудится на «Интеграле», «МАЗе», «МТЗ», «БелОМО», «БЕЛАЗе». Они уехали бы за рубеж, а страна стала бы чьим-то сырьевым придатком.
В то время государство взяло на себя смелость — я не скажу по-другому — не проводить повальную приватизацию. Взяло ответственность за предприятия и людей. Это был сложный шаг, но теперь наши передовые производства знают во всем мире. Миллионы людей остались с работой, сохранили свои семьи в достатке и смогли воспитать и вырастить детей.
© 1prof.by